Историко-финансовая империя духовника Путина

21 ноября 2017
2480
Историко-финансовая империя духовника Путина

Историко-финансовая империя духовника Путина

О том, что "Газпром", продемонстрировавший рекордные с 1998 года убытки, потратил миллиарды рублей на создание сети историко-патриотических центров стало известно на днях благодаря подсчетам «Интерфакса»

.

На этот проект не жалеют средств и другие многочисленные спонсоры, - как частные лица, так и разнообразные бюджетные организации. Как сообщает «Дождь», регулирует эти потоки архиерей Тихон (Георгий Шевкунов), известный как «духовник Путина», превратившийся из самых влиятельных священников в стране. 

«Великие и славные дела»

В 2017 году «Газпром» увеличит траты на благотворительность на 60% — до рекордных 26,3 млрд рублей, узнало агентство Bloomberg. По этой статье расходов российская компания сравняется с Exxon Mobil, которая по капитализации обгоняет «Газпром» в семь, а по продажам в два раза, замечает аналитик Deutsche Bank AG Павел Кушнир. Газовый монополист давно разочаровывает инвесторов, финансируя экономически невыгодные проекты, например, поставки зерна в Северную Корею в 2011 году или строительство горнолыжных курортов в Сочи, пишет Bloomberg.

В этот раз главным выгодополучателем от благотворительности «Газпрома» станет всероссийская сеть исторических и патриотических центров «Россия — моя история». Проект получит бòльшую часть из 26 млрд «Газпрома», пишет агентство. Остальные расходы на благотворительность компания, наоборот, сократит, ответили Bloomberg в пресс-службе «Газпрома».

GAZ 9879815566dc602267fea2774dd4030017f60 qqtihhiqdqikeglv

«Было принципиально важно поддержать этот проект. „Газпром" не может быть в стороне от великих славных дел, которые вершатся в России», — говорил на открытии одного из этих центров в Самаре зампред правления компании Валерий Голубев.

Идея проекта «Россия — моя история» принадлежит епископу РПЦ и председателю патриаршего совета по культуре Тихону Шевкунову. О том, что он продолжает руководить выставками в рамках этого проекта, Шевкунов рассказал в интервью журналисту и правозащитнице Зое Световой в ноябре 2017 года. Проект вырос из исторических выставок, которые проводились в Манеже с 2005 года. В 2013 году им на смену пришел цикл экспозиций, посвященных трем эпохам: «Романовы» (2013 год), «Рюриковичи» (2014 год) и «От великих потрясений к Великой Победе» (2015 год). После успеха в Москве, где экспозицию несколько лет подряд посещал Путин, проект вышел на федеральный уровень.

«История — надзирательница»

«Если мы сегодня не начнём создавать специальные продукты, если мы не сможем научиться их использовать, а эти продукты бесценны, потому что мы сможем донести ценности действительно до любого города, до любой деревни <...> мы проиграем», — так в 2013 году директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова объясняла Путину важность использования мультимедийных технологий в культуре.

Через месяц президент впервые посетил выставку Шевкунова, оставив в книге отзывов фразу «с уважением и благодарностью за труды за благо Отчизны» (цитата по «РИА Новости»). На следующий день на встрече с молодыми учеными и преподавателями истории Путин рассказал о своих впечатлениях от экспозиции и поручил в будущем больше внимания уделять «внутреннему единству народа», предупреждать об «опасностях от раскола, раздела и раздробленности страны». Путин процитировал историю Василия Ключевского: «История не учительница, она ничему не учит. Она надзирательница и наказывает за плохо выученные уроки». Эту цитату Шевкунов повторял едва ли не в каждой своей лекции.

С 2013 года президент посещал экспозицию каждый год — в День народного единства. В 2015 году за свою работу над проектом Шевкунов получил от премьер-министра Дмитрия Медведева премию в области культуры. Тогда же Минкульт отчитался, что теперь выставки проводятся каждый год. В документе ведомства говорилось, что делается это по поручению Путина.

В ноябре 2016 года Шевкунов объявил, что из-за ажиотажа и большого количества заявок из регионов постоянные экспозиции «Моя история» появятся по всей России. В Москве к этому времени выставка уже обзавелась постоянной площадкой на ВДНХ.

«Недешевая игрушка»

До 2016 года экспозиция «Моя история» была временной и проходила в «Манеже» каждый ноябрь. По словам Шевкунова, финансово ее поддерживало в том числе московское правительство. В 2013-14 годах одним из спонсоров был основатель Marshall Capital Partners Константин Малофеев (об этом он сам рассказывал в интервью Forbes).

В 2015 году после посещения выставки Путин поручил московским властям найти для нее постоянное место, и через два месяца она переехала на ВДНХ — в один из крупнейших павильонов (площадь после реконструкции — 27,7 тысячи квадратных метров). Всего на реконструкцию 57-го павильона из бюджета ВДНХ было потрачено более 1,5 млрд рублей, следует из данных на портале госзакупок. Основные работы за 730 млн рублей выполнило ЗАО «Сибзарубежстрой». После этого генеральным спонсором выставки стал «Норникель» Владимира Потанина.

По рыночной цене аренда павильона должна была обойтись в 140 млн рублей в год, подсчитал тогда управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев. Однако опрошенные «Коммерсантом» эксперты предположили, что организаторам не придется платить по рыночной ставке благодаря личности его куратора. В пользу этой версии свидетельствуют и данные Минюста. Как следует из отчета на сайте министерства, в 2016 году Фонд гуманитарных проектов (ФГП), оператор проекта «Россия — моя история», потратил на аренду помещений и оборудования 4,6 млн рублей. Впрочем, данные Росреестра свидетельствуют о том, что официально один из крупнейших павильонов на ВДНХ фонд получил в долгосрочную аренду лишь в апреле 2017 года.

Как следует из документов на сайте Минюста, в 2013 году Фонд гуманитарных проектов потратил 9,8 миллиарда рублей (на письменный вопрос Дождя, нет ли в отчете ошибки, в фонде не ответили). Из этих денег миллиард пошел на проведение выставки «Православная Русь. Романовы», на открытие которой в Манеже и приезжал Путин. В следующем году фонд израсходовал гораздо меньшую сумму — 76,7 миллиона рублей. В 2015 году расходы вновь выросли — до 346 млн, в 2016 году — 289 млн рублей. Деньги фонд получал из бюджетов различных уровней, из частных пожертвований, а также от предпринимательской деятельности, следует из выписок.

Если в документах Минюста нет ошибки, то по итогам 2013 года организатор выставок «Моя история» потратил почти вдвое больше денег, чем 50 благотворительных фондов страны (5,4 млрд рублей, по данным организации «Форум доноров»). Суммарный бюджет четырех фондов, из которых, по словам Навального, состоит «тайная империя Медведева» из расследования ФБК «Он вам не Димон», в 2016 году был почти в три раза меньше — 3,68 млрд рублей.

Юрисконсульт из «Газпрома»

Кроме Шевкунова, у ФГП есть еще один руководитель. Это бывший ведущий юрист-консультант «Газпромнефти» Иван Есин, который в 2013 году зарегистрировал фонд. В 2014 году он признавался в интервью сайту «Православие.ру», что цикл выставок по истории России придумал Шевкунов. Игумен Астраханской епархии Павел, который называл Есина помощником епископа, вспоминал, что в родном городе предприниматель участвовал в создании инициативной группы по привлечению молодежи в храмы.

Незадолго до регистрации ФГП в 2013 году Есин создал еще одну компанию — ООО «Смарт-Груп». За два года она заключила контрактов на 94 млн рублей — все на проведение исторических и православных выставок в Москве и Тюмени. Среди заказчиков был в том числе и МВО «Манеж»: для него «Смарт-Груп» создавала инсталляцию на 36 миллионов рублей в рамках выставки «Православная Русь: Романовы», по которой Шевкунов водил Путина.

По сути одна фирма, которой руководил Есин, через систему госзаказа получила подряд на поставку оборудования и сопровождение выставки, организованной другой его структурой на бюджетные деньги. Всего, по подсчетам «Трансперенси Интернешнл — Россия», с 2013 года на создание контента для выставок и их проведение из президентских грантов, бюджета и через систему госзакупок было потрачено 411 млн рублей.

«Фактически Фонд гуманитарных проектов и несколько других НКО занимались созданием контента выставок за счет средств бюджета, а „Смарт груп" — их техническим обеспечением», — отмечает аналитик проектов «Трансперенси Интернешнл — Россия» Анастасия Иволга.

По ее словам, закупка технического оснащения у организации, аффилированной с директором главного оператора выставки, влияет на конкурентоспособность других потенциальных поставщиков. «Смарт груп» заранее обладает всем необходимым оборудованием и материалами, так как заранее осведомлена об условиях проведения конкретной выставки, указывает Иволга.

Кроме того, в договорах с операторами президентских грантов для НКО есть положение, запрещающее использовать полученные средства для извлечения прибыли, напоминает юрист. «Проходящая в ВДНХ выставка показывает, как созданный за счет бюджетных средств контент начинает приносить прибыль конкретным лицам», — заключает эксперт. С 2013 года выручка «Смарт-групп» составила 172 млн рублей, а читая прибыль — 11,8 млн рублей. (данные «СПАРК-Интерфакс»)

В 2015 году «Смарт-Груп» перешла под контроль Фонда гуманитарных проектов. Как следует из данных «СПАРК-Интерфакс», компания продолжает получать контракты на проведение выставок, организуемых ФГП. В 2017 году оно обеспечило оборудованием выставку «Россия — моя история» в Тюмени.

«Архипелаг Шевкунова»

Ist park-0987360988beb23b5bd9be5c52f8430d5aae


В течение двух лет центры «Россия — моя история» появятся практически во всех крупных городах страны — всего их будет 25. Как следует из открытых источников и публикаций в СМИ, на их строительство потратят в общей сложности порядка 10 миллиардов рублей.

Расходы на себя берут местные власти и спонсоры-госкомпании — в первую очередь «Газпром». Первый центр после московского открылся в 2017 году в Уфе. Его стоимость составила 300 млн рублей, регион оплатил половину, а 40% покрыл «Газпром». Губернаторы говорят, что проект реализуется по поручению президента Путина. «Очень нам помог „Газпром", который это финансировал, понятно, что это недешевая игрушка», — говорил Шевкунов уже на открытии центра в Татарстане.

В Саратове почти 300 млн рублей на строительство выделили из бюджета Москвы. Самый дорогой центр после столицы в 2018 году появится в Санкт-Петербурге, где из бюджета было выделено 1,4 млрд рублей. До этого у Смольного денег на масштабное строительство на выделенном под парк участке не было. За пять лет на нем начинали строить сначала легкоатлетический манеж, потом планировали передать землю для нового Музея блокады. На оба проекта денег не нашлось, писала «Фонтанка».

Центр за 730 млн рублей построили в Якутске, за 537 млн — в Новосибирске, за 773 млн — в Южно-Сахалинске. Во многих городах, например, в Казани, Перми, Тюмени и Самаре, «Газпром» оплачивал половину или большую часть стоимости. К концу 2017 года в России работают 17 из 25 таких центров.

Шевкунов приезжал на открытие практически всех центров в России, где читал лекции и устраивал экскурсии для местных властей. Внимание губернаторов к себе епископ называл «преувеличением».

Главное условие для местных властей — комплекс должен быть построен в центре или в самых посещаемых местах, рассказывал директор дагестанского фонда «Россия — моя история» Махти Рамазанов. «Если мы не согласились бы на условия расположения музея, то у нас отобрали бы право участвовать в этой программе», — приводит его слова агентство EADaily.

В январе 2017 года в Тюмени сотрудники музея ИЗО пожаловались, что власти заставили их за месяц освободить здание в самом центре города и переехать в недостроенный комплекс. Сотрудники рассказывали, что за месяц в мороз их обязали перевезти 16 тысяч экспонатов общей стоимостью более 145 миллиардов рублей. В старом здании музея после реконструкции в итоге разместился центр «Моя история».

В некоторых регионах на строительство не хватало средств. В Ярославле работы планировали начать в сентябре 2016 года, но, по словам источника «Коммерсанта», на реализацию проекта «не было денег». Через год, в апреле 2017, власти все-таки объявили о старте строительства. Деньги — два миллиона долларов — вновь дал «Газпром», остальное обещали собрать в специальный фонд, куда смогут внести средства как компании, так и жители области.

Шансы на то, чтобы вернуть вложения, не велики. На открытии центра в Казани Шевкунов рассказал о своей просьбе руководителям регионов отменить плату за вход (сейчас билет на выставку стоит от 100 до 400 рублей).

«Дерзнули сделать историю единой»

«Кроме того, чтобы делать историю нашего отечества увлекательной, интересной, мы все-таки дерзнули предложить сделать ее единой — в фактах, источниках, в последовательности и повествовательности», — говорил Шевкунов на открытии центра в Казани. Учителя, которые приводят школьников на выставку, могут предложить свою интерпретацию исторических событий, но существование «диаметрально противоположных» учебников «не может не вызвать серьезных опасений», говорил епископ.

LIVON 5a828c093985b8c7278b4b947b21b305

Впрочем, среди историков интерпретация исторических событий, предложенная на курируемых Шевкуновым выставках, вызывает споры. Доктор исторический наук, профессор Европейского университета в Петербурге Иван Курилла указывает на «антилиберальный и антизападный нарратив» экспозиции. «В части об Иване Грозном пишут о первых информационных войнах против России. „Мифы об Иване Грозном" — терминология, любимая нашим министром культуры», — рассказал Курилла.

«Все „удобные" случаи в прошлом изложены таким языком, чтобы можно было догадаться, что это о сегодняшнем дне», — отмечает историк. Местами встречаются и «откровенные фальшивки», добавляет он. Например, бывшему президенту США Биллу Клинтону приписывают цитату об успешном создании из СССР «сырьевого придатка». Источник этой цитаты, которую можно найти в интернете, никто не указывает, отмечает Курилла. Экспозицию не раз уличали в использовании фейковых цитат.

Шевкунов утверждает, что контент экспозиций создавали «серьезные и признанные ученые»: Институт истории РАН, Институт российской истории, РГГУ, МГУ и все архивы России. Участие в создании центров приняло и ФСБ, архив которой «предоставил много всего интересного», рассказал Шевкунов.

По мнению Куриллы, организаторы выставки обращались к историкам лишь формально. «Организаторы этих центров действительно обращались в институты, но насколько потом было принято во внимание то, что было сделалано профессиональными историками, непонятно. Те, с кем я это обсуждал, говорили, что не видят, чтобы их мнение было принято во внимание», — рассказывает Курилла. Исторические консультанты выставок не скрывают, что ставили перед собой задачу провести параллели с сегодняшним днем.

«Одна из главных идей новой экспозиции – геополитическая конкуренция наций. Пока Россия была слаба, пока она находилась на периферии, она могла заниматься своими внутренними проблемами, но как только она усиливалась и выходила на авансцену истории, она сразу же активнейшим образом навлекала на себя напряженное противодействие со стороны развитых держав», — так описывал экспозицию креативный директор проекта «Россия — моя история» Дмитрий Смирнов.

Другой исторический консультант выставок Александр Мясников в интервью «Православие.ру» называл «предательство власти» «предательством Бога». «Подчеркну: речь идет не о предательстве какого-то конкретного царя или императора, а именно о разрушении системы власти как таковой. Такое сознательное ниспровержение государственных институтов приводит к страшной катастрофе», — говорил Мясников.

Историк, профессор МГУ Ярослав Леонтьев, с которым Дождь ходил на открытие выставки в Манеже в 2016 году, назвал ее «двусмысленной». С одной стороны, есть правильная оценка перестройки как отражения настроений общества, с другой — ключевой фразой о развале СССР стал тезис «Запад одобряет», отметил Яковлев. Главный посыл выставки — «Россия поднялась с колен», а в заключительном зале посетителям представлен «пантеон» с Путиным, который мы должны сейчас уважать и вешать в школьных классах и в студенческих аудиториях, поделился впечатлениями историк.

Сам Шевкунов, говоря о вариантах развития исторических парков по всей России, называл их «инструментом», которым они теперь будут пользоваться.

rospres

 

Теги статьи:
Павел Немченко
Автор статьи: Павел Немченко
Смотреть все новости автора

Важные новости

Лента новостей

Вверх