«Художества» собянинцев: для чего у московских художников отбирают мастерские?

12 декабря 2018
648
«Художества» собянинцев: для чего у московских художников отбирают мастерские?

«Художества» собянинцев: для чего у московских художников отбирают мастерские?

Несколько лет назад Московский союз художников просил Сергея Собянина остановить «варварский отъем помещений творческих мастерских, развязанный Департаментом имущества». Как тогда писал «Московский монитор», без крыши над головой могли остаться до 400 художников. Сейчас подчиненные Собянина взялись за старое… Так, в поле их зрения оказались помещения в одном из арбатских переулков.

Мастерская скульптора Елизаветы Лавинской, внучки Владимира Маяковского, является для нее и ее сына Миши единственным источником дохода. В этой мастерской, расположенной по адресу: Большой Афанасьевский переулок, дом 27, строение 2, скульптор не только работает, но и дает уроки ученикам.

В письме от Департамента горимущества в Московский союз художников за подписью заместителя председателя Департамента Н. В. Прусаковой Елизавете предписано в срок до 28 декабря освободить помещение. 28 декабря в мастерскую, где хранится наследие ее отца, скульптора Глеба-Никиты Лавинского, сына Маяковского, и работы ее матери , скульптора Августины Лавинской, работы самой Елизаветы и ее многочисленных учеников, придут люди и просто опечатают помещение вместе с работами.

Процедура выселения происходит очень технично. Вот как описал ее книжный график Сергей Воробьев, которого департамент лишил мастерской в богатом районе Москвы, на Кутузовском проспекте:

«Все было очень быстро. Я сделал там ремонт, закончил его в марте этого года. До меня в помещении кроме стен и пола там не было ничего. А пятого апреля в мое отсутствие без всяких оповещений пришли люди, поставили новый замок, поставили на охрану ЧОП. Я стал выяснять, в чем дело, вышел на департамент имущества. Там мне сказали, что я занимаю помещение незаконно. Я написал письмо в департамент. Мне через месяц пришел ответ, что помещение является жилым фондом. Еще через пару месяцев я вывез оттуда вещи. Денег было потрачено на это дело немеренно, никто мне ничего не компенсировал. Слава Богу, обошлось без неприятных моментов. По рассказам, бывало и хуже - выбрасывали вещи, исчезали работы. У меня обошлось без этого. В союзе мне подобрали другую мастерскую».

Другим везет не так сильно, пишут «Новые Известия» (https://newizv.ru/news/city/09-12-2018/s-kartinami-na-vyhod-v-moskve-otbirayut-masterskie-u-hudozhnikov).

Сергей Воробьев - книжный график, а в мастерских на Большом Афанасьевском работают несколько поколений скульпторов. Там хранятся многие крупноформатные скульптурные работы, в частности, Глеба-Никиты Лавинского - эскизы к памятнику Ивану Сусанину в Костроме, эскизы к памятнику Чехова в Ялте, фигура Маяковского, эскизы памятника учёным "Три К - Королёв, Курчатов, Келдыш". Здесь хранятся работы Виктора Думаняна (памятник Прокофьеву в Москве) и Андрея Древина. Если художники не смогут найти возможность вывезти эти раритеты, не найдут места хранения этого наследия, то все это будет просто выброшено на свалку.

По иронии судьбы, это здание 125 лет назад было специально построено для скульптора Николая Андреева городскими властями. Как изменился за этот век рисунок отношения власти и культуры! Председатель союза художников Москвы пытался попасть на прием к Сергею Собянину не один раз, но безуспешно.

Может ли скульптор обойтись без мастерской? На фото - одна из скульптур, взглянув на которую, становится совершенно очевидным невозможность хранения таких вещей дома. Работать дома скульптор по понятным причинам тоже не может. Теперь о моральной стороне этого дела.

Елизавета Лавинская одна воспитывает сына, кроме того, у нее на содержании 87-летняя мать, блокадница, которая получила эту мастерскую в пользование в 1978 году. Каким образом две женщины и ребенок далее будут искать источники существования, чиновников не волнует.

В письме в Московский союз художников чиновники департамента горимущества ссылаются на ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» и предлагают художникам освободить «незаконно занимаемое здание» до 28 декабря 2018 года.

Вместе с Лавинской чиновники вышвыривают на улицу еще несколько скульпторов, в их числе - внучку Льва Николаевича Толстого Наталью Толстую, доцента РАТИ- ГИТИС Екатерину Корнилову и других. История отъема мастерских у художников началась не с бедных обитателей здания на Большом Афанасьевском переулке и ими, видимо, не закончится. Крылатая фраза Данелии «Скрипач не нужен» становится зеркалом сегодняшнего дня.

Подробнее понять историю вопроса нам помог член правления союза художников Москвы Юрий Сергеевич Куршаков, завсектором по работе с мастерскими.

- Хотелось бы понять историю вопроса.

- Департамент городского имущества по своей нерасторопности вовремя не оформил договора безвозмездного пользования на так называемые ордерные мастерские, которые были предоставлены художникам еще в советское время по ордерам. С 2008 года действовало Постановление №454-ПП Правительства Москвы, по которому мастерские должны были быть оформлены в безвозмездное пользование. Мы подали документы вовремя, но на наши вопросы, когда будут подписаны договора безвозмездного пользования, в департаменте отвечали, что вопрос решается в рабочем порядке, и что, кроме нас, у них еще много работы. Потом срок Постановления №454-ПП закончился, и договора не были оформлены. И теперь, поскольку у департамента нет с нами договорных отношений, он действует так: просто опечатывает двери в мастерских и предлагает художнику вывезти вещи. Когда мы пытаемся с ними связаться, они предлагают писать им письма или звонить на общую справочную. Вот такая история.

- Какие перспективы у художников?

- Никаких. У нас около семи тысяч художников в союзе художников Москвы, мастерских две тысячи. На Большом Афанасьевском семь художников, еще шесть художников уже лишились мастерских. А впереди нас ожидает потеря 200 мастерских в результате реновации. Дать художнику новую мастерскую взамен потери старой можно только тогда, если какая-то из мастерских освобождается после смерти художника. Это единичные случаи. В нулевые годы, если город ломал дом, в котором была мастерская, то художнику предлагали новую мастерскую в новом доме. Начиная с десятых годов эта практика была отменена.

- А скульптор может работать вне мастерской?

- Очень сложно. Помещение должно быть теплым, многие работы связаны с глиной. Нам хотелось бы, чтобы нас просто оставили в покое и дали возможность работать.

Департамент же проводит постоянные проверки мастерских. Например, им не нравится, если в мастерской есть телевизор или оборудована кухня. Они считают в этом случае, что часть помещения используется под жилье. А по новому порядку, как собственники, они могут прийти с проверкой, даже не оповещая. И если там есть уголок для отдыха, то они говорят о нецелевом использовании мастерских. У них в департаменте была даже инициатива повесить на двери мастерских график работы.

- То есть художник в любой момент должен открывать двери представителю департамента и показывать, нет ли у него телевизора?

- Да. При проверке мастерских больше всех страдают графики и искусствоведы. У последних вообще мастерская похожа на библиотеку. Еще департаменту не нравится хороший ремонт в мастерских. Они тогда говорят, что помещение используется под офис.

«Новые Известия» также попросили разъяснить ситуацию юриста Московского союза художников:

«С юридической стороны ситуация с мастерскими выглядит так. Согласно указу Президента от 1994 года о передачи мастерских в бессрочное и безвозмездное пользование творческим союзам. Начался процесс этой передачи. После долгой подготовки Правительство Москвы начало процесс переоформления мастерских в безвозмездное пользование на 25 лет. И здесь выяснилось, что часть помещений мастерских оказалось оформлено как жилые еще в советское время. А часть помещений оказалось в аварийном фонде, а часть в базе данных департамента как возможные для использования на нужды малого предпринимательства. Шла целенаправленная работа по исключению мастерских из этих фондов. В 2008 году вступил в силу закон, согласно которому любые договора заключаются на основании аукциона. Но этот закон не распространяется на общественные объединения. Но и это надо было доказывать. Все это тормозило процесс переоформления. После всего этого сменились московские власти. И часть мастерских до сегодняшнего дня осталась не переоформлена. Что касается конкретно мастерских на Большом Афанасьевском переулке, то в регистрации права собственности Росреестром Московскому союзу было отказано, поскольку это здание является объектом культурного наследия».

mosmonitor.ru

Теги статьи:
Максим Машков
Автор статьи: Максим Машков
Смотреть все новости автора

Важные новости

Лента новостей

Вверх