Венецианский кинофестиваль завершился явлением Мика Джаггера и Роджера Уотерса

08 сентября 2019
190
Венецианский кинофестиваль завершился явлением Мика Джаггера и Роджера Уотерса

Венецианский кинофестиваль завершился явлением Мика Джаггера и Роджера Уотерса

76-й Венецианский кинофестиваль завершился победой фильма «Джокер» американского режиссера Тодда Филлипса, где униженного и оскорбленного, с засаленными волосами лузера виртуозно сыграл Хоакин Феникс. Фильм основан на комиксах и рассказывает о противнике Бэтмена — неуловимом психопате Готэм-Сити клоуне Джокере. Ради роли Феникс сбросил 30 кг, и при взгляде на его мощный торс на звездной дорожке Венеции все это кажется невероятным.

По иронии судьбы комиксы только что оказались предметом нападок со стороны Владимира Мединского, нелестно отозвавшегося об их почитателях. Так что в разряд недалеких, с точки зрения нашего министра, людей попал едва ли не весь цвет мирового кино во главе с жюри и мировой киноэлитой, оценившей комикс как искусство. Герой Феникса — жалкий и безобразный, как Квазимодо, человек. На наших глазах из изгоя он превращается в дьявола, и мы наблюдаем процесс зарождения преступного начала, ставшего лейтмотивом многих картин, включая «Преступного человека» российского режиссера Дмитрия Мамулия, участвовавшего в программе «Горизонты». 

Жюри во главе с аргентинским режиссером Лукресией Мартель присудило «Джокеру» «Золотого льва Святого Марка», а Гран-при, как и награда жюри критиков ФИПРЕССИ, достался картине «Я обвиняю» («Офицер и шпион») Романа Полански по одноименной книге британского писателя Роберта Харриса о «Деле Дрейфуса». Оно было сфабриковано в отношении французского офицера, обвиненного в шпионаже. Поскольку Мартель еще до просмотра картины двусмысленно высказалась относительно самого Полански, обвиненного в совращении несовершеннолетней, то решения жюри ждали с особым интересом. Каким бы оно ни было — в пользу Поланского или нет, — это уже не отменяет нападок на саму председательницу жюри с феминистскими взглядами.

Кубки Вольпи за актерские работы достались за роли, сыгранные в фильмах франко-итальянского производства. Один получила француженка Ариан Аскарид за роль уборщицы и хозяйки большого и не вполне счастливого дома в картине своего мужа Робера Гедигяна (французского режиссера армянского происхождения) «Глория Мунди» («Молитва во имя Бога»). Второй достался итальянскому актеру Луке Маринелли, сыгравшему Мартина Идена в экранизации одноименного романа Джека Лондона. Режиссер Пьетро Марчелло, влюбленный в российскую культуру, заставил его изучать работу Юрия Богатырева в телеспектакле советской поры «Мартин Иден», и в работе Луки это чувствуется. 

 xxiuhitkiqkkglv
фото: кадр из видео
Кадр из фильма «Атлантида».

«Серебряного льва» за режиссуру удостоен шведский режиссер Рой Андерссон за малоудачную картину «О бесконечности», и это скорее реверанс в сторону классика. За сценарий отметили анимационную ленту «Дом 7 по Черри Лейн» классика из Гонконга, мастера эротических провокаций Юньфаня. Он впервые обратился к анимации и снял самый сумасшедший фильм конкурса, посвященный любимому Гонконгу 1960-х. В пределах одного мультипликационного дома Юньфань сконцентрировал едва ли не всю культуру и историю своей страны. В Венеции он признался: «Я люблю рисовать и регулярно смотрю мультфильмы Pixar и Миядзаки, которыми всегда восхищался. Я поехал в Пекин к анимационным мастерам и поначалу хотел снимать в 3D, но потом мы решили перейти в формат 2D и создать рукотворное кино». 

Год назад в конкурсе участвовала лишь одна женщина-режиссер из Австралии, теперь их — две, причем одна опять-таки из Австралии. Шеннон Мэрфи дебютировала картиной «Молочные зубы», где жюри и приметило Тобби Уоллеса в роли обкуренного парня, присудив ему премию Марчелло Мастроянни, предназначенную исключительно молодым актерам.

Во втором конкурсе «Горизонты» главный приз достался украинской игровой картине «Атлантида» Валентина Васяновича. Ее события происходят в 2025 году, когда Украина победила в войне с Россией. Режиссер сказал в Венеции: «Я — оптимист и снимал фильм о наиважнейшей для Украины проблеме, хотел показать, что такое смерть. В сценах эксгумации и в морге, который мы снимали в пансионате, принимали участие судмедэксперты, а тела убитых во время войны были специально изготовлены». В картине, снимавшейся в районе Мариуполя, участвовали в качестве актеров люди, принимавшие участие в военных действиях на востоке Украины, волонтеры гуманитарной миссии «Черный тюльпан», занимающиеся поиском, эксгумацией и вывозом погибших в зоне вооруженного конфликта на востоке Украины. Их лозунг — «Война не закончится до тех пор, пока не похоронен последний солдат». Волонтеры на наших глазах извлекают труппы русских и украинцев — все они из одного котла войны. Мы видим выжженную после экологической катастрофы малопригодную для жизни землю, но люди встречаются, влюбляются, и это, по словам режиссера, вселяет надежду. Закрывается комбинат, и с экрана на английском языке владелец предприятия обращается к рабочим. Один из них покончит жизнь самоубийством, прыгнув с высоты в огненную лаву. Все это, по словам Васяновича, проявление посттравматического синдрома. В Венеции режиссер сказал: «Если никто не остановит Россию сегодня, война распространится на территорию Европы».

Накануне закрытия фестиваля отметили 76-летие лидера группы «Пинк Флойд» Роджера Уотерса. Фильм-концерт с его участием — «Роджер Уотерс. Мы + Они» Шона Эванса (когда-то он снял аналогичный фильм «Стена» о мировом турне легендарной группы) — назвали атакой на Дональда Трампа. Публика приветствовала своего кумира с плакатами «С днем рождения!». После каждой песни раздавались аплодисменты, как будто мы на концерте. 15 июня 1989 года в Венеции состоялось скандальное выступление «Пинк Флойд» на плавучей сцене напротив Дворца дожей, и в город прибыли тысячи фанатов. Площадь Сан-Марко превратилась в выгребную яму. 300 тонн мусора оставили после себя поклонники «Пинк Флойд». Из-за громких звуков отвалилась облицовка старинных зданий. Венецианцы в ответ устроили семичасовую забастовку у мэрии, шли с лозунгами: «Вы превратили Венецию в помойку». Городское руководство вынуждено было уйти в отставку.

В последние два дня фильм с участием Роджера Уотерса шел несколько раз, чередуясь с «Сожженной оранжевой ересью» Джузеппе Капотонди, где роль эксцентричного коллекционера произведений искусства сыграл 76-летний лидер группы «Роллинг Стоунз» Мик Джаггер. Это его герой фактически спровоцировал арт-критика и галериста на убийство пожилого художника в исполнении 84-летнего канадского актера Дональда Сазерленда. Джаггер оказался отличным артистом, и странно было видеть его на экране в классическом костюме. Зато на звездной дорожке в день закрытия фестиваля он порадовал поклонников своим непредсказуемым видом и грандиозным флиртом с 29-летней австралийской актрисой Элизабет Дебики.

Теги статьи:
Глеб Злобин
Автор статьи: Глеб Злобин
Смотреть все новости автора

Важные новости

Лента новостей

Вверх