Шаткий мир ортодоксов

20 ноября 2018
1768
Шаткий мир ортодоксов

Шаткий мир ортодоксов

Чем закончится православная смута – грандиозным расколом или появлением нового лидера?

Пока в споре с Вселенским патриархатом за Украину побеждает Москва – экзархат УПЦ (МП) наотрез отказался следовать курсом, навязываемым патриархом Варфоломеем. Такого поворота Фанар (район в Стамбуле, где расположена резиденция Вселенского патриарха) явно не ожидал – приходится идти на попятную, чтобы сохранить лицо. А вот Москве сдержанная, но твёрдая позиция в вопросе «чей Киев?» явно добавила веса.

Патриарх Кирилл и раньше по церковным канонам считался равным Варфоломею, но теперь у него неплохие шансы стать не равным, а первым. Но почему это так важно для всех без исключения россиян?

За последние четверть века русский мир сжался, подобно шагреневой коже. От кириллического написания отказались Узбекистан, Туркмения, Азербайджан, Казахстан и Молдавия, того и гляди, на латиницу перейдёт Украина под давлением победившей галицкой субкультуры. От внешнеполитического влияния СССР не осталось и следа. Отказ от коммунистической идеологии лишил нашу страну твёрдой опоры не только в Азии и Африке, но и в Европе. И речь даже не о крахе соцлагеря. При всех идеологических расхождениях с коммунистами Италии и Франции Москва всегда могла рассчитывать на их поддержку по принципиальным вопросам международной повестки, а марксисты в этих странах были настолько сильны, что запросто могли менять правительства. Жорж Марше и Энрико Берлингуэр были фигурами ничуть не менее весомыми, чем президенты и премьеры их стран. Таким образом, после распада Союза Россия утратила значительную часть своего влияния. И только религия, а если точнее – православная церковь, оставалась трепещущей нитью, связывавшей то, что осталось от русского мира. Москву – с Киевом, Белградом и даже Аддис-Абебой. Именно поэтому так важно то, что сегодня происходит вокруг православной церкви. 

Кто больший «римский папа» – Кирилл или Варфоломей?

Согласно опросу фонда «Общественное мнение» от 16 ноября, 73% граждан России считают себя верующими, а 63% – православными. При этом общая доля остальных христианских конфессий – баптистов, католиков и др. – не превышает 1%. Таким образом, российские православные – это порядка 80 млн в 300-миллионной армии ортодоксов (так на Западе именуют православных). Русская православная церковь – пятая по старшинству (хотя формально та же Сербская церковь по меньшей мере на сотню лет старше нашей). Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви ещё старше, но при этом гораздо беднее. А если перевести на личности, то Патриарх всея Руси считается равным Вселенскому патриарху.

Равные-то они равные, но с недавних пор Варфоломей явно почувствовал себя первым среди равных. Два года назад на Крите он вознамерился сесть во главе стола, за которым все православные предстоятели должны были собраться на всеправо-

славный собор – впервые за 55 лет. Вопрос «кто где сидит?», возможно, не так уж и важен, но эта, казалось бы, мелочь вкупе с претензиями Фанара иного порядка, сформировала мнение, что Варфоломей возжелал стать для православных кем-то вроде римского папы. Организуя всеправославный собор, Фанар вознамерился установить свой «внешний, наднациональный авторитет», который допускал бы вмешательство во внутренние дела других церквей. Для Москвы же было принципиально важно обеспечить примат собственных интересов (и, как выяснилось впоследствии, не только для одной Москвы). Причины более чем осторожного отношения РПЦ к «папизму на берегах Босфора», по меткому выражению кандидата богословия Василия Чернова, – то, что «власть самого Московского патриархата давно и очень серьёзно вышла за границы православной традиции, предполагающей равенство всех епископов». А власть, которой наделён патриарх Кирилл, «действительно напоминает полномочия римских пап».

Варфоломея выводит из себя то, что Вселенский патриарх – он, а по богатству и влиянию между ним и Кириллом – световые годы. На важных государственных мероприятиях Кирилл всегда рядом с президентом России, даром что в нашей стране церковь отделена от государства. На всех православных праздниках в главном храме страны рядом с патриархом молятся российские руководители. Сколько денег у РПЦ, наверное, самый большой секрет, охраняемый тщательнее иной гостайны. Хотите особый церковный банк? Пожалуйста! Хотите преференции в бизнесе? Сколько угодно! Нужно построить или отремонтировать храм? Только скажите, где и когда. Деньги? Да не вопрос! Надо ли говорить, что у Варфоломея всё совсем иначе? Президент Турции Реджеп Эрдоган не то что не привечает экзарха – недавно он чуть не упёк того за решётку по подозрению в сношениях с врагом государства Фетхуллой Гюленом, живущим в эмиграции за океаном. Американцам хорошо известно о неуёмных амбициях Варфоломея: он бы и рад разгуляться, да негде. И не сыграть на самых потаённых струнах его самолюбия они не могли.

В Киеве местечко теплее, чем в Стамбуле

Раздражает тебя то, что ты беден и не обласкан властями, а равный тебе иерарх богат и влиятелен? Вот тебе булавка – коли! Убьёшь – твоё счастье, ранишь – прикроем. Ну а если ни то ни другое – пеняй на себя. По сути, раздираемому мирскими страстями Варфоломею не оставили выбора, предложив наступить Москве на больную мозоль – предоставить автокефалию Киеву. И Фанар, по сути, пошёл ва-банк, объявив о «томосе» для учреждения украинской поместной церкви. Что же в итоге? Спровоцировать церковный раскол Киева с Москвой Варфоломею не удалось. На соборе епископов УПЦ (МП) в Киево-Печерской лавре 13 ноября лишь один предстоятель из 83 – митрополит Винницкий Симеон (земляк и близкий друг президента Украины Петра Порошенко) – отказался подписать постановление об отказе от участия в формировании украинской поместной церкви. Через два дня винницкие священнослужители собрали всё городское духовенство и объявили о поддержке решений собора 13 ноября: «Собрание осуждает грубое антиканоническое вмешательство Константинопольского патриархата». А Симеону пригрозили: не покаешься – прекратим поминать в молитвах.

Недаром Порошенко по телефону буквально кричал на митрополита Онуфрия, требуя от того покориться. Затея с поместной церковью того и гляди накроется медным тазом. А тут ещё и Варфоломей переиграл хитрого кондитера, припасавшего своих ставленников на роль первого лица новой церкви (таковым мог стать тот же Симеон). Фанару не угодили ни раскольник Филарет (Денисенко), с которого тем не менее сняли анафему, нарушив при этом все церковные каноны, ни автокефальщик Макарий – им категорически запретили выдвигаться в предстоятели новой церкви. У Варфоломея нашёлся свой ставленник на это местечко – митрополит Иов (Геча). Да и виды на киевский престол у Варфоломея – с дальним прицелом. Если у них с Эрдоганом вконец испортятся отношения, а всё к тому идёт, то Варфоломей желал бы перенести свой престол из Стамбула в Киев. Собственно, именно это его устремление побудило назначить главой поместной церкви не предстоятеля со стороны (или даже «от Порошенко»), а своего человека, известного собачьей преданностью, Иова. Немного усилий, чуток церковной дипломатии, и вот уже Варфоломей стоит ошуюю президента Украины на всех церковных праздниках – ну чем не Кирилл?

Но, увы. Пока не задалось. Идея ведь какая была: совместить каноническую (УПЦ (МП) с неканоническими раскольниками (УПЦ (КП) и автокефальщиками (УАПЦ) и, таким образом, создать единую поместную церковь с центром в Киеве, а не в Москве. Но в УПЦ (МП) не поддались на шантаж Порошенко и посулы Варфоломея. Таким образом, скандальный «томос» – право создать поместную церковь – Киеву не пригодился. Между тем киевская неприглядная история с предоставлением «томоса» втянула в тяжёлую дискуссию весь православный мир. И Варфоломея единодушно не поддержала даже его ручная грузинская церковь, затаившая обиду на Москву после событий «пятидневной войны». По сути, полную лояльность к Вселенскому патриарху сохранил лишь его единокровный греческий престол. А поражение одного – это почти всегда победа другого. Самое время патриарху Кириллу явить православному миру лик его нового лидера.

Александр ЩИПКОВ, доктор политических наук, специалист в области государственно-конфессиональных отношений:

– То, как стойко повело себя руководство УПЦ (МП), не оставило камня на камне от утверждений о возможном «расколе» православной церкви. Эти разговорчики озвучивали, как правило, представители либерал-православной группировки внутри и около церкви. Это такая интеллигентская недоцерковь, церковь в церкви, адепты которой ведут себя как носители тайного знания, эдакие гуру. Я их называю теневыми пастырями. Именно они намеревались совершить переворот, устроить «чрезвычайку». Они идут напролом. Спешат окончательно решить «русский вопрос» и вопрос с русским православием. Для этого понадобился патриарх Варфоломей, ослеплённый страстью возглавить Киевскую, а затем и Московскую кафедру. Дай слабину в Киеве – процесс продолжился бы уже в Москве, поползла бы трещина. Но, слава Богу, обошлось. И теперь именно Русской православной церкви предстоит сыграть решающую роль в защите веры, защите православия. Нас к этому вынудили. 

«Срамнейшая демонстрация нашей наготы»

Далеко не всем эта идея по душе. Недавно лишённый кафедры кандидат богословия Андрей Кураев полагает, что начиная как минимум с 2016 года руководство РПЦ движется явно не в том направлении: «Собор на Кипре стал срамнейшей демонстрацией нашей наготы. Ни единства, ни богословского содержания, ни мужества видеть проблемы, признавать их и решать». По мнению Кураева, церкви должно стадо христово пасти, а проблемы мировой политики – не удел церковных пастырей. Возможно, с точки зрения «чистого» богословия он и прав. Но ситуация такова, что если РПЦ самоустранится от политики, она лишь даст фору тому же Фанару. Ни римская курия, ни любая другая религия никогда не устранялись от решения политических вопросов. И любая церковь, как подметил ещё товарищ Ленин, – это, в первую очередь, инструмент власти.

Следующим ходом Фанара наверняка станет оспаривание получения Москвой автокефалии (фактически – в 1448 году, юридически – в 1589-м). Собственно, у Варфоломея эту идею уже озвучили (что спровоцировало появление «богословского» анекдота: «Синод Вселенского патриархата признал незаконным изгнание из рая прародителей Адама и Евы на том основании, что те совершили так называемое грехопадение»). Осечка на украинском направлении ничему Варфоломея не научила, а, похоже, только раззадорила. Ну а чем чёрт не шутит, а вдруг удастся выставить РПЦ в таком свете (самозванцы!), что от неё захочет дистанцироваться её же духовенство? Скажете, нереалистично? Но ведь есть тот же Кураев – он нам запросто объяснит, что к чему, как объяснил киевским предстоятелям УПЦ (МП), не пожелавшим учинить раскол: «История православной церкви не знает случаев преодоления раскола путём его легализации» – это из постановления съезда церковных олигархов в Киеве. Но было ли хоть слово покаяния из Москвы по поводу её автокефального раскола (Кураев очень тонко чувствует конъюнктуру, не находите?). Было ли хоть слово покаяния РПЦЗ (Русская православная церковь за рубежом) по поводу её раскола? Было ли хоть слово покаяния из Тбилиси при примирении с Москвой в 1943 году? Было ли хоть слово покаяния из Софии по поводу её автокефального раскола в 1945-м?» Основная мысль: в расколе нет ничего страшного, даже каяться не придётся, всё зачтётся «задним числом». Но если в киевском расколе ничего ужасного нет, то что такого, если раскол начнётся уже в РПЦ – вот хотя бы по вопросу её отношений с Фанаром?! Есть же у нас предстоятели, недовольные тем, что теперь на Афон – ни ногой!

Митрополит Кифирский Серафим Элладской православной церкви счел расколом действия константинопольского патриарха Варфоломея по предоставлению УПЦ автокефалии. Ранее РПЦ фактически разорвала дипломатические связи с Вселенским патриархатом.

– Само существование Константинополя – фантом, который остальные церкви из сострадания всё это время поддерживали, что, как видно теперь, было совершенно неправильным... Фанариоты жулики и выжиги, доставшие всех. Если не поставить этот вопрос принципиально, грядут сложные времена. 

Раскол РПЦ? С ним придётся обождать

Теперь раскола в России не будет, убеждён опальный богослов Всеволод Чаплин. Вот если бы на Украине, как многие предрекали, епископы УПЦ (МП) устремились бы в поместную церковь, тогда бы начали «шатать» и РПЦ. И в этом был бы смысл. Но так как УПЦ (МП) устояла и, к удивлению многих, по сути, сохранила единство, не поддавшись ни на церковное, ни на политическое давление, то у РПЦ нет повода для беспокойства. Мало того, украинский пример наверняка впечатлит остальные поместные церкви и покажет, кто главный на самом деле. Скорее всего предстоятели прочих церквей вскоре постараются установить с патриархом Кириллом «особые» отношения (подвижки уже начались). И если Москва сможет действовать тонко, то ещё неизвестно, кого через несколько лет будут почитать за первого среди равных.

Тут следует сказать ещё несколько слов о политической составляющей деятельности РПЦ. На сегодняшний день она единственная каноническая православная церковь на территории бывшего СССР (за исключением Грузии и Армении). Также РПЦ – единственная канонически легитимная православная церковь в Китае. Но Константинопольский патриархат с таким положением дел не согласен и опротестовывает исключительную юрисдикцию РПЦ в Поднебесной, на Украине, в Белоруссии и Литве. Какие возможности даёт такое исключительное положение на территории бывшего СССР, наверное, объяснять не надо – если нет возможности влиять на умы с помощью коммунистической идеологии, то кто сказал, что её нельзя заменить православием? А это уже геополитика, и тут рассуждения о том, что-де пастырю пристало овечек божьих пасти, а не мараться о грязь реальной политики – в пользу бедных. Интерес к православию в Китае нынче такой, что Фанар спит и видит, как бы взять его под свой контроль. РПЦ, конечно, может самоустраниться, но чего, собственно, ради? Ради того, чтобы Варфоломей получил преференции – как чисто денежные, так и политические?

В начале статьи не случайно прозвучало понятие «ортодоксальная церковь» применительно к православию. Ортодоксия – твёрдость в вере, консервативный тип религиозного сознания в противовес всякому модернизму и реформаторству. Тех, кто провоцирует «обновление», церковь немедленно выводит за скобки – спросите хоть у Кураева с Чаплиным. И принцип работает – кто не верит, может ещё раз оглянуться на Киев. Казалось бы, президент формирует поместную церковь, да ещё и при поддержке Вселенского патриархата, самое время для карьерного роста, да и денег намолотить можно немало. Но никто не прельстился – даже земляк Порошенко Симеон, долго и нудно объяснявшийся с винницким клиром по поводу своего отступничества. Разумеется, то, как тонет в роскоши руководство РПЦ, не может не вызывать ропота православных священников в глубинке. То и дело то здесь, то там появляются критики патриарха Кирилла. Претензий к нему немало – тут и сближение с Римом, и совместные службы с представителями иных конфессий, и много чего ещё. Но одно дело – недовольство (причём легко объяснимое и небезосновательное), а другое – предпосылки к расколу.

versia.ru

Теги статьи:
Виктор Криченов
Автор статьи: Виктор Криченов
Смотреть все новости автора

Важные новости

Лента новостей

Вверх