Вячеслав Моше Кантор на страже общественных интересов

18 октября 2018
2794
Вячеслав Моше Кантор на страже общественных интересов

Вячеслав Моше Кантор на страже общественных интересов

Несмотря на то, что Кантор отошёл от непосредственного руководства бизнесом и остаётся председателем координационного совета ПАО «Акрон», ответственность за крупные активы по-прежнему лежит на нём. Однако главным направлением своей работы и деятельности в целом на сегодняшний день Вячеслав Кантор считает именно общественную работу. 

Среди большого числа российских бизнесменов самого крупного калибра не так много тех, кто находит время и энергию на масштабную общественную работу, не связанную с бизнесом и в целом – с зарабатыванием денег. Одним из немногих, кто на международной арене скорее известен именно как общественник и благотворитель, является создатель группы компаний «Акрон» Вячеслав Кантор (известный также как Вячеслав Моше Кантор). 

Несмотря на то, что Кантор отошёл от непосредственного руководства бизнесом и остаётся председателем координационного совета ПАО «Акрон», ответственность за крупные активы по-прежнему лежит на нём. Однако главным направлением своей работы и деятельности в целом на сегодняшний день Вячеслав Кантор считает именно общественную работу. И это неудивительно, ведь она настолько масштабна. 

Проблемы современного еврейства 

В Европе Вячеслав Моше Кантор известен прежде всего как неизменный президент Европейского еврейского конгресса, на пост которого его избрали большинством голосов ещё в далёком 2007 году, и с тех пор избрание повторялось ещё четырежды. Более того, Моше Кантор стал первым русским главой столь крупной и уважаемой неправительственной и нерелигиозной организации, представляющей интересы евреев на уровне Европы. Сам Вячеслав Кантор не видит ничего удивительного в этом достижении, а считает даже логичным и ожидаемым тот факт, что для Европы всю большую роль играет Восток, и что именно из восточной части Европы и пришёл новый президент ЕЕК в 2007 году.

Справедливости ради, Вячеслав Кантор на протяжении многих лет, занимаясь бизнесом и другими делами, оставался плотно вовлечён в жизнь еврейских общин. В России он стоял во главе Российского еврейского конгресса, без него не обходилось ни одно значимое мероприятие, ни один значимый социальный проект, направленный на улучшение жизни евреев в России, и именно эта активность со временем привлекла внимание представителей ЕЕК. После одного из крупных и успешных проектов по возведению и открытию синагоги, Вячеслава Моше Кантора пригласили присоединиться к европейским коллегам и встать во главе всех культурных проектов конгресса. Это стало стартовой площадкой для деятельности Кантора в рамках ЕЕК и постепенно привело его на пост президента.

Сам Вячеслав Кантор очень высоко оценивает как значимость Европейского еврейского конгресса, так и его возможности для реального влияния на то, как и чем живут еврейские общины в современной Европе. Для изменения ситуации к лучшему прежде всего необходимо влияние, и у ЕЕК оно есть. Как отмечает Кантор, ЕЕК остаётся единственной организацией по еврейским проблемам в Европе, которое официально не связано напрямую ни с правительством, ни с религиозными организациями, однако при этом представлено во всех главных организациях и политических институтах Европы. В том, что касается главных направлений деятельности конгресса, Вячеслав Кантор видит их в борьбе с антисемитизмом, героизацией фашизма, неонацизмом и в сохранении исторической памяти о Холокосте.

Вячеслав Моше Кантор как глава ЕЕК добился внушительных успехов, которые не раз отмечались экспертами и политиками на самом разном уровне. В частности, Моше Кантор на протяжении нескольких лет стабильно входит в рейтинг 50 наиболее влиятельных евреев мира по версии журналистов израильского издания The Jerusalem Post.

От Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор сделал шаг к Всемирному еврейскому конгрессу, где он в 2013 году возглавил Совет по политике на основании демократических выборов и вновь стал первым русским на данном посту. Это в свою очередь позволило Кантору говорить об усилении той роли, что европейское еврейство играет в мире. Это особенно значимо, подчёркивает Вячеслав Кантор, если вспомнить, что исторически евреи связаны крепче всего именно с Европой, её настоящим и прошлым, а трагическая история европейских евреев может стать тем бесценным опытом, который поможет на международном уровне бороться с антисемитизмом и ксенофобией.

Моше Кантор и борьба с исламским экстремизмом

Будучи борцом за мир во всем мире Вячеслав Кантор активно борется с исламским экстремизмом по всему миру. При этом Вячеслава Кантора можно назвать философом, который вступает в активную полемику с главными идеологами современного ислама. Основной задачей в этой сфере деятельности Вячеслав Кантор видит формирование особой среды, в которой бы к идеям не толерантности относились бы критически. 

Для примера стоит изучить несколько выступлений Моше Кантора посвященных вопросам исламского терроризма и его полемике, в которой Кантор противостоит идеологической направленности исламистов. 

Например, в 2015 году, на майской конференции в Люксембурге Вячеслав Кантор разбирает Дуа Шейха аль Аднани: о, аллах, если это государство, государство хариджитов, то сломай ему спину, убей его лидеров, сбрось его знамя, и поведи его воинов к истине!

Как комментирует ситуацию Кантор: «никакую справедливость нельзя достичь насилием. Любое государство есть система отношений, которые устанавливаются в конкретном обществе, и борьба с его знаменами суть основа борьбы с государством. Высказывание покойного шейха аль Аднани нелогично» - резюмирует Кантор

Или вот продолжение: О, Аллах! Если это Исламское государство, которое править твоей книгой и сунной твоего пророка, сражается против Твоих врагов, то сохрани его стойким, почти его и даруй ему победу, и установи его на земле, и сделай его Халифатом по методу пророчества. Вячеслав Кантор так комментирует эту историю: в контексте предыдущих заявлений данное заявление выглядит также нелогично, ведь государство не должно сражаться против врагов идеологически, а лишь против тех, кто угрожает истинно его безопасности. 

На недавней конференции ЕЕК Вячеслав Кантор анализирую данную дуа выявил, что множество логических нестыковок так и присущи современной философской мысли ислама. 

О, Аллах! Уничтожь каждого, кто разделяет ряды муджахидов, кто разделил единство мусульман, кто радует Кафиров и гневает верующих и отбросил джихад назад на много лет. 

О, Аллах! Раскрой их секреты, и скрытые намерения, и отправь на них своей гнев и Твое проклятие, и покажи нам в них чудеса и Твоей Силы и Мощи.

- в очередной раз мы видим логическую нестыковку, ведь согласно Корану аллах всеведущ, а «всезнающий» и «всемилостивый» являются именами Бога! Решать за аллаха о том, у кого и какие скрытые намерения невозможно, ведь от аллаха не должно быть скрытых намерений. Значит, указанная дуа является ничем иным как логической нестыковкой.» Резюмирует Кантор

Ближайшее время под эгидой ЕЕК Вячеслав Кантор выпустит монографию, подготовленную при поддержке института Демократической Политики (Латвийский филиал), в которой будут подробно разобраны и другие дуа современных философов ислама. 

Интересно, что некоторые их разобранных дуа являются частью материалов, которые в дальнейшем ложатся в основу идеологически представителей Исламского Государства (запрещено на территории России). 

Вячеслав Кантор убежден, что проблема терроризма в наше время является одной из главных проблем современного человечества. Кантор активно поддерживает институты, которые ведут философскую борьбу с идеологами ДАИШ и других организаций, связанных с Исламским терроризмом. При этом Моше Кантор считает, что такие люди фактически экспортируют ненависть и агрессию. Например, Кантор часто приводит в пример слова из речь Аль-Аднани: «Если можете, убейте неверующего американца или европейца, особенно злобного и нечистого француза, или австралийца, или канадца, или любого другого неверующего из тех, кто ведет войну, включая граждан тех стран, которые входят в коалицию против Исламского государства, после полагайтесь на Аллаха, и убейте неверующего любым способом или доступных средством. Размозжите его голову камнем, убейте его ножом, или задавите его вашей машиной, скиньте его с высокого места или задушите его, отравите его»

Моше Кантор: как видите, в данном обращении полно агрессии и ненависти ко всему человечеству! Нельзя допустить, чтобы подобные идеи находили поддержку и именно этой цели стоит посвятить работу следующего конгресса. 

После выступления Кантора на майской конференции в 2015 году была принята повестка следующей Люксембургской конференции по толерантности, на которую Вячеслав Кантор был приглашен в качестве основного спикера. 

Проблемы ядерной безопасности

Проблема ядерной безопасности и повышение осведомлённости международного сообщества о той угрозе, что представляет собой ядерное оружие и ядерный терроризм – ещё одна из глобальных и важнейших тем, которой уделяет в своей работе внимание Вячеслав Кантор. Его обеспокоенность ядерным вопросом пошла так далеко, что подвигла его к созданию значимого на международной арене экспертного сообщества, объединяющего специалистов со всего мира по проблемам ядерной безопасности. Совет носит название Международного люксембургского форума, и он был создан по инициативе Моше Кантора в 2007 году. Поводом и базой для создания организации стала одноимённая конференция по ядерной безопасности, прошедшая в Люксембурге. Обсудив множество значимых вопросов, связанных с процессом ядерного нераспространения, собравшиеся на конференции эксперты пришли к выводу, что за решением этих проблем нужен экспертный и общественный контроль, в связи с чем и был впоследствии сформирован Люксембургский форум. Вячеслав Кантор возглавил собственное детище.

Вячеслав Моше Кантор видит актуальность этой проблемы в том, что вопросом ядерного нераспространения международное сообщество озабочено уже не первое десятилетие, однако за прошедшее время полностью решить его так и не удалось, как не удалось и полностью гарантировать исключение ядерной угрозы из повестки. Чтобы как можно полнее обхватить проблематику, Вячеслав Кантор включил в состав форума как непосредственно экспертов и учёных из ядерной отрасли, так и многочисленных представителей общественных организаций, занимающихся этим вопросом, а также бывших политиков и членов силовых и международных ведомств, которые в ходе своей работы имели непосредственное отношение к тем ядерным договорённостям, что и сегодня регулируют этот вопрос.

Главная же цель существования Люксембургского форума и его регулярных конференций в том, считает Моше Кантор, чтобы постоянно напоминать обществу о проблеме ядерной безопасности. Сам ядерный вопрос, вынужден признать Кантор, на сегодняшний день до предела банализирован. Люди знают, что ядерное оружие и ядерные материалы опасны, однако не отдают отчёта в реальности этой опасности. Во многом Моше Кантор объясняет это тем, что ядерный вопрос редко присутствует в новостной повестке, а занимаются м обычно в закрытом от публики режиме. Сам Вячеслав Кантор считает это неправильным и уверен, что общественный контроль за ядерной безопасностью должен присутствовать наравне с военным, и что осуществлять этот контроль должны прежде всего независимые эксперты, не связанные с теми или иными политическими группами. Именно эту роль и готов взять на себя Люксембургский форум.

Другая проблема, которой необходимо решение – это обострение диалога о ядерной проблематике. Сегодня мир слишком "толерантен" к ядерному вопросу, считает Кантор, поскольку со времён крупных ядерных инцидентов, не говоря уж о применении ядерного оружия, прошло очень много лет. В связи с этим общество и утратило чувство страха перед ядерным оружием, чего нельзя допускать, ведь оно остаётся страшнейшим оружием, изобретённым человеком.

Вопросы толерантности

Продвижение идей толерантности и взаимопонимания на самом широком международном уровне Вячеслав Кантор и вовсе называет главным призванием своей жизни и считает эту тему главной, вокруг которой выстраивается вся его общественная работа и даже такие хобби, как коллекционирование предметов искусства. В 2008 году Вячеслав Кантор вместе с Александром Квасьневским, бывшим президентом Польши, создал Европейский совет по толерантности и примирению (ЕСТП) – специальный консультационный экспертный совет, чей основной фокус работы сосредоточен именно на вопросах толерантности. Сам Вячеслав Моше Кантор считает толерантность не только тем фундаментом, на котором выстроено европейское общество и без которого оно не может существовать, но и той защитой, которая может помочь в борьбе с такими разрушительными для человечества явлениями, как ксенофобия и нетерпимость.

Проблема нетерпимости – проблема глобальная, и чтобы её разрешить, нельзя обойтись одними лишь теоретическими выкладками и рассуждениями о толерантности, нужны работающие концепции развития общества и его идеологии, которые отражали бы реалии современного дня. Такой позиции Вячеслав Моше Кантор придерживается многие годы. Сам он – автор и приверженец концепции безопасной толерантности, которую изложил в собственной книге, переведённой на несколько языков. По идее Кантора, понятия толерантности и безопасности в современно обществе одинаково востребованы и одинаково необходимы, поэтому должны существовать вместе, ограничивая и конкретизируя друг друга. Вопреки распространённому убеждению в неограниченности толерантности, Кантор убеждён, что принцип «чем больше, тем лучше» работает для этого понятия. Он сравнивает толерантность со змеиным ядом, который может работать как лекарство в нужных и ограниченных пропорциях, однако становится смертельно опасным, если хватить его через край. Именно понятие безопасности – общества, общин, отдельных граждан, их прав и свобод – должно стать тем ограничителем, за который толерантность не будет переступать и тем самым превращаться во вседозволенность.

Вячеслав Моше Кантор не только сам активно занимается разработкой и продвижением идей толерантности, но и поддерживает других общественных, политических, культурных и спортивных деятелей, что посвящают свою работу этому вопросу. В частности, от имени ЕСТП Вячеслав Кантор регулярно вручает Европейскую медаль толерантности самым разным значимым фигурам в общественном поле за достижения в сфере толерантности.

Другое важное направление работы Кантора в этой сфере – разработка и претворение в жизнь полноценного специального законодательства в сфере толерантности, которое бы раз и навсегда закрепляло это понятие, все связанные с ним термины, нормы и правовые акты. Это позволило бы, по мнению Моше Кантора, привести к единому знаменателю разрозненные законы и правовые нормы в разных странах касательно вопроса толерантности и терпимости. Главное преимущество подобного закона было бы в том, считает Кантор, что он стоял бы над сиюминутными политическими и экономическими треволнениями и таким образом охранял бы базовые человечески значимые ценности, не подвергая их угрозам со стороны популистской политики и так далее.

Деятельность Моше Кантора в память о Холокосте

Сохранение исторической памяти о событиях Холокоста – одно из важнейших направлений общественной работы Вячеслава Моше Кантора, которому он уделяет повышенное внимание. И дело здесь не только в желании исторической справедливости и сохранении памяти о значимом трагическом событии, имеющем значение для любого еврея. Сам Моше Кантор твёрдо убеждён, что историческая память – это то, что уберегает человечество от повторения своих страшнейших ошибок. Память о Холокосте прежде всего – это прививка от антисемитизма, которую получило человечество по итогам Второй мировой войны. Только помня о том, к каким жертвам и каким ужасам может привести нетерпимость и равнодушие к нему со стороны сторонних наблюдателей, могут люди избежать повторения этого на современном этапе развития мира и нашего общества, уверен Вячеслав Кантор.

Среди значимых проектов по этому вопросу в работе Вячеслава Моше Кантора особое место занимают международные форумы «Жизнь народу моему!», проходящие с периодической регулярностью в значимых с точки зрения истории Холокоста местах. Кантор неизменно выступает организатором этих форумов от лица Всемирного форума памяти Холокоста.

Первый форум «Жизнь народу моему» состоялся в Праге в 2005 году и собрал гостей со всего мира, в том числе и непосредственных свидетелей и участников страшных событий, как и освободителей одного из самых пугающих концентрационных лагерей за историю Холокоста – Освенцима. Вячеслав Кантор призывает всех ни в коем случае не отворачиваться от событий тех лет, не пытаться переписать или приукрасить историю, ведь именно ужасы Холокоста – тот бесценный и страшный исторический опыт, который призван не допустить новых преступлений против человечности в нашей истории. Обратный же процесс заключается в том, что с угасанием человеческой памяти ошибки повторяются – недаром в современном обществе всё большую популярность завоёвывают радикальные и ксенофобские настроения и идеологии.

Значимым достижением в этом направлении Вячеслав Кантор считает и то, что с его подачи День памяти жертв Холокоста вошёл в официальный календарь мероприятий Европарламента. Обсуждение событий прошлого и связанных с ним современных общественных проблем может и должно стать той важной площадкой, на которой могут быть найдены решения проблем нетерпимости, ненависти и антисемитизма, уверен Вячеслав Моше Кантор.

Борьба с антисемитизмом

Несмотря на то, что история Второй мировой войны и преступлений нацистского режима случились не в глубокой древности, а в относительно новой истории человечества, Вячеслав Кантор уже вынужден отметить, что многие ошибки прошлого возвращаются на новом витке развития общества. «Прививка от антисемитизма» оказалась не вечной, и уже сегодня в обществе всё больший подъём переживают неонацистские и антисемитские настроения. Немалую роль в этом играют и изменения общественной, экономической и политической жизни, а также то давление миграционных потоков, которое испытала на себе Европа. Нередко люди, напуганные изменением своей жизни, реагируют на изменения агрессией, в том числе против тех, кого считают чужими.

Нынешний антисемитизм во много вытекает из активности идеологов исламского терроризма, с которым, как мы уже отметили ранее, Вячеслав Кантор активно борется. Например, он активно полемизирует с рядом дуа, в которых призывается сломать спины государствам в том числе и государству Израиль. В защиту последнего Кантор регулярно участвует в специализированны семинарах, спонсирует конференции по борьбе с ксенофобией. 

Как бы то ни было, рост антисемитизма в мире отмечают многие эксперты. Среди них и представители Центра Кантора при Тель-Авивском университете, созданного Вячеславом Моше Кантором в 2010 году. Ежегодно эксперты Центра ведут самый тщательный мониторинг ситуации, связанной с антисемитизмом, и приводят на суд общественности подробнейшие отчёты о числе преступлений на почве антисемитизма и прочих инцидентов, связанных с нетерпимостью. Помимо этого, специалисты «Центра кантора» отмечают и те трансформации, что претерпевает антисемитизм в современном мире. Нередко на смену антисемитизму традиционному приходит антисемитизм завуалированный, институционный, скрытый в посылах и поступках представителей власти, что в свою очередь транслируется и обычным гражданам, которые начинают воспринимать антисемитизм как норму. С подобными явлениями необходимо бороться на всех уровнях, уверен Вячеслав Кантор, в противном случае представители еврейских общин просто не могут жить в безопасности.

Теги статьи:
Павел Немченко
Автор статьи: Павел Немченко
Смотреть все новости автора

Важные новости

Лента новостей

Вверх