Лидерами по количеству ложных смертей являются актеры Эдди Мерфи и Макколей Калкин. Первого уже семь раз отправляли на тот свет, а звезду тетралогии «Один дома» - пять раз.
Времена хайпа
На фейковой смерти звезды можно неплохо заработать, иначе бы новости об этом не вбрасывались в информационное поле с такой регулярностью. Хотя сказать, в какую конкретно сумму это выливается, трудно. Все зависит от того, в какой стране находится первоисточник, а точнее сайт, на котором появилась эта информация, ведь расценки на рекламу в интернете сильно отличаются - в зависимости от того, сколько пользователей в конкретной стране и насколько вообще в ней развит интернет. Но в любом случае, это маркетинговые технологии.
«Чем больше развиваются диджитал-ресурсы, тем чаще и больше появляются новости о фейковых смертях звезд. А делается это ради того, чтобы нагнать трафик и продать как можно больше рекламы», - рассказал «Вестям» генеральный продюсер Secret Service EntertainmentAgency Михаил Ясинский.
В частности, на сайте, который одним из первых опубликовал недавнюю новость о «смерти» Аллы Пугачевой, информацию о кончине певицы сопровождает видеоролик с рейтингом женщин-звезд, у которых было множество любовников. По факту этот ролик оказался рекламой презервативов.
Цель вброса таких новостей - организовать массовое посещение некоего фейкового сайта для того, чтобы там увидели рекламу какого-то товара. «После этого сайт может исчезнуть, поскольку могут начаться разбирательства и суды, - объясняет креативный продюсер Денис Путинцев.
Но при этом рекламируемый товар люди запомнят. Мы живем во времена хайпа, когда любая новость и информация нивелируется со скоростью света. Поэтому люди используют все возможности, чтобы захватить хотя бы кусок информационного пространства.
Кстати, хайпом уже не гнушаются серьезные компании, например, производители техники и одежды, которые, казалось бы, не ориентированы на молодежь. Но дело в том, что люди, которые еще пять лет назад были в категории «молодежной аудитории», сейчас превратились в людей, которые сами зарабатывают деньги и являются основой общества. Это уже то поколение, которое выросло в соцсетях».
Хотя в преждевременной «кончине» звезды могут быть заинтересованы не только владельцы таких сайтов и коммерческие бренды. Это может быть глупая шутка, но и от этого обычные интернет-пользователи тоже получают некую пользу, а вернее, самоудовлетворение.
«Это то же самое, что гонки мажоров по городу на дорогих тачках, - считает Путинцев. - Смысла в этом никакого нет, но это признак некой крутости. Так и в этом случае: размещается в соцсети такая новость для того, чтобы за короткое время набрать как можно больше лайков и репостов. А потом посмеяться – как я всех обманул».
Живее всех живых
Звучит цинично, но не на каждой смерти можно заработать. Одни звезды «умирают» по несколько раз, а других вообще не трогают. Чаще всего на тот свет отправляют голливудских знаменитостей, реже это происходит с российскими звездами, а вот украинские артисты живее всех живых. Разве что Верку Сердючку часто отправляют на больничную койку.
«Украинских звезд, в отличие от западных и российских, преждевременно не «хоронят» только потому, что у них аудитория меньше чисто географически. Соответственно, артисты, работающие на локальном рынке, имеют локальную аудиторию. Поэтому они не могут тягаться в этом с российскими, и уж тем более с голливудскими знаменитостями», - объясняет Денис Путинцев.
При этом есть здесь и возрастные, и в своем роде «жанровые» ограничения. «Хоронят одних и тех же артистов и не трогают других, потому что одни дают нужный трафик, а другие - нет. Пугачева, Кобзон, Боярский приносят такую посещаемость, – говорит Михаил Ясинский.
- Причем чем старше артист, тем выше вероятность того, что это произошло на самом деле. Поэтому о них такие новости появляются все чаще и чаще».
Что же касается относительно молодых звезд, то они дают повод состряпать фейковую новость об их «смерти» по другой причине. Например, актер Макколей Калкин известен своим пристрастием к алкоголю и наркотикам. Этим же страдает и российский рэпер Гуф, который неоднократно сознавался в своей наркозависимости как в песнях, так и в интервью.
«О молодых исполнителях появляются такие новости, если они представляют определенный жанр, где риск погибнуть от передоза или выброситься из окна очень велик, - уверен Ясинский. - Украинские артисты таких жанров не очень популярны. У артиста, который исполняет народные песни, меньше шансов погибнуть от передоза, чем у рокера или рэпера».
В «смерть» Сталлоне поверили многие
Однако не только пагубные пристрастия и старость дают повод распустить такую информацию о популярном артисте. Например, Денис Путинцев уверен, что фейковые новости о смерти звезд, как правило, не появляются на пустом месте:
«Первая схема появления таких новостей – артист где-то прилюдно заявил о своей болезни или просочилась информация о том, что звезда попала в больницу. Но кто там будет разбираться - увидели в больничном халате, и все. Информация о болезни, как правило, закрытая, и это работает на руку тем, кто размещает такие новости.
Вторая причина – человек давно не появлялся в медийном поле, но при этом все хорошо знают, кто это. Самый свежий пример - это Сильвестр Сталлоне. В информацию о его смерти даже я поверил, потому что там была фотография, где он с выпавшими волосами. О нем давно ничего не было слышно, но при этом все знают, кто это такой. Поскольку он давно не давал интервью и не делал никаких заявлений, никто не знал, что у него сейчас происходит. Поэтому это стало поводом сделать фейковую новость о его «смерти». Кстати, в недавнюю смерть Сталлоне поверили многие, о ней говорили даже публичные люди.
«Смерть» во благо
Пытаться привлечь к суду авторов и распространителей фейковых новостей практически бесполезно, поскольку установить первоисточник в большинстве случаев крайне сложно. А если это и удается, то все равно цепочка приводит к некоему фейковому блогу, который ведет человек с вымышленным именем.
Более того, в таком сообщении часто есть отсыл на «собственные источники», близкие к окружению этого артиста. Пострадавшей звезде остается опровергать подобные новости или просто не реагировать – все зависит от того, насколько она ранима или наоборот - обладает хорошим чувством юмора. Однако в отдельных случаях из этого можно попытаться извлечь выгоду.
«Кощунственно об этом говорить, но есть знаменитая фраза о пиаре – если о тебе где-то говорят, значит, это уже пиар. Поэтому появление фейковой новости - это тоже пиар, – рассказывает Путинцев. - Нравится это артистам или нет, это уже другой вопрос – этический и в какой-то мере криминальный. Но даже негативная информация идет в плюс медийной личности».
Назвать конкретные случаи, когда «похороненная» звезда использовала свою фейковую «смерть» себе во благо, наши эксперты вспомнить не смогли, но гипотетически это возможно.
«Подобные пиар-ходы можно планировать только в том случае, если после запуска такой утки у артиста будет прямое включение на самом рейтинговом канале. Артист опровергает эту новость, а после этого делает какое-то важное сообщение, рекламирует свой клип или песню, – моделирует ситуацию Михаил Ясинский.
- Но этот подход уже давно себя исчерпал, и уважающие себя артисты подобными вещами не занимаются. Для пожилого артиста, который давно не появлялся в поле зрения, такая новость может сработать в плюс, если у него в ближайшее время выйдет автобиографическая книга. Если же этот человек уже не играет в театре или кино и не записывает песни, то смысла в таком пиаре нет».
Пять «С»
Подобные новости не появлялись бы, если бы на них не было такого спроса. «Есть классические пять «С», которые вызывают самый большой интерес у читателей, и среди них смерть, – говорит Путинцев.
- Людей всегда привлекает что-то запретное и радикальное. Они любят подсматривать в замочную скважину за бедами и радостями других людей. Мы никому в этом не признаемся, но это сидит внутри каждого из нас».
Есть и научное объяснение «любви» к смерти. Психолог Ирина Синчалова рассказала «Вестям»: «Главный мотив, который заставляет людей массово читать об этом, – страх смерти. Про это еще Фрейд писал. Эта тема у людей всегда вызывает особый интерес, поскольку человек - существо эмоциональное, а не рациональное. А эмоции стоят в основе всех моделей поведения.
Настройки личности таковы, что мы всегда отреагируем на негатив и любую непонятную ситуацию. Мы думаем, что что-то случилось, но если там недостаточно информации, то у нас будет негативная реакция. Поэтому нас привлекают новости о смерти. А реакция на них везде будет одинаковая – как в Украине, так и в любой западной стране.
Это естественный человеческий инстинкт. Например, в соцсетях - как только появляется информация о том, что кто-то умер люди обязательно зайдут на страничку и будут рассматривать фотографии совершенно незнакомого им человека. Вступает в силу наше подсознание. И этим успешно пользуются технологи и пиарщики».