"Девширме с Эндеруном" - Андрей Шипилов

17 февраля 2018
449
"Девширме с Эндеруном" - Андрей Шипилов

"Девширме с Эндеруном" - Андрей Шипилов

Какое-то время назад я опубликовал заметку о том, что государство известное в истории под названием «Османская империя», не являлась, как многие думают, национальным турецким государством, а была не чем иным, как той же самой Византией, в которой лишь сменилась правящая династия, а государственная религия поменялась с Христианства на Ислам.

Тех, кого мы называем «Турками» — это были в основном генетические греки и славяне, перешедшие в Ислам. А когда мы говорим «турецкий паша» или «турецкий визирь», то речь скорее всего идет о человеке, родным языком которого являлся греческий, итальянский, славянский, но никак не турецкий.

Собственно, я бы не стал повторно писать на эту тему, если бы обсуждая эту публикацию со своими мусульманскими друзьями, не обратил бы внимание на одну интересную деталь.

Знаете ли вы, что за весь шестнадцатый век, эпоху наивысшего расцвета Османской Империи в ней сменилось более тридцати Великих Визирей. Но только два из них были собственно турками. Что касается остальных Великих Визирей, то их национальный состав распределялся так:

7 сербов9 боснийцев2 грека11 албанцев2 хорвата2 венгра1 черкес1 итальянец

Это касается не только Великих Визирей, но и любого «турка», оставившего след в истории, неважно, будь он администратором, поэтом, художником или ученым.

Знаменитые турецкие поэты Ташлыджалы Яхья-бей и Иса Месихи были албанцами.

Основоположник турецкой художественной миниатюры Насух эль-Силахи был боснийцем.

Величайший османский архитектор и инженер Мимар Синан был армянином.

Всех этих людей: Великих Визирей, военначальников, управленцев, поэтов и ученых объединяла одна общая черта, все они были бывшими рабами и родились в христианских семьях. 

Впрочем, рабство было краковременным, преходящим эпизодом их жизни. В Османской Империи существовал «налог кровью» — Девширме, который обязаны были оплачивать иноверцы с подчиненных империи окраин. Суть его была в том, что ежегодно какой-то процент мальчиков изымался из семей, обращался в рабство и отправлялся в империю.

Там детей воспитывали в мусульманских традициях и если мальчик принимал ислам (а какой ребенок сможет отказаться в таких условиях), то он обучался основам ислама и далее, в зависимости от его способностей он либо направлялся в школу янычар, либо в дворцовую школу — Эндерун, где из него делали государственного администратора. По окончании Эндеруна выпускник определялся на государственную должность и становился свободным поданным Османской Империи. Вся государственная администрация в полном составе комплектовалась из этих выпускников дворцовой школы.

Исторический факт, дело доходило до того, что знатные семейства балканских славян давали османским чиновникам взятки, чтобы их детей забрали в рабство и они могли попасть в Эндерун. Так, например, уже упомянутый мною Ташлыджалы Яхья-бей происхоил из албанской княжеской династии Дукаджини, и его родители приложили все свое влияние, чтобы выбор османских чиновников, отбиравших рабов, пал на их сына.

Персидская знать презрительно называла Диван, государственный совет Османской империи, эпитетом «Невольничий рынок», но это не уберегло Персию от разгрома.

В течение двух веков Османская империя как насос высасывала из окружающих стран лучших людей и обращала их к себе на службу. Это был самый впечатляющий социальный лифт в истории. Происхождение и богатство мало что значили для карьеры в Османской Империи в первые века ее существования. Значили лишь образование и способности.

Шансов стать Великим Визирем у греческого мальчишки-раба было куда как больше, чем у внука падишаха.

Именно этим и объясняются грандиозные успехи и победы Османов вплоть до 17 века.

А в 17 веке произошло то, что и должно было произойти: государственные чиновники потихоньку начали пристраивать на теплые местечки своих племянников и сыновей, социальный лифт потихоньку перестал работать. В Эндерун стали принимать тех, кто больше заплатит… И империя быстро пришла в упадок.

Так что есть очень простой способ понять, сколько осталось жить тому или иному государству. Надо просто посмотреть, сколько «племянников и сыновей» занимают высшие должности в государстве. Чем их там больше, тем ближе конец государства. Ну а уж если там только они и никого кроме них нет, значит счет пошел уже на месяцы.

Андрей Шипилов

Теги статьи:
Глеб Злобин
Автор статьи: Глеб Злобин
Смотреть все новости автора

Важные новости

Лента новостей

Вверх