Почему хотели запретить фильм «О бедном гусаре замолвите слово»
Почему хотели запретить фильм «О бедном гусаре замолвите слово»
.
Однако в новой работе режиссер решил взглянуть на тему с более серьезной стороны.
— До этого я никогда не работал с драматургом Гришей Гориным, — рассказывал Эльдар Александрович. — Я восхищался им, у нас были дружеские отношения, но не более... Когда я рассказал ему идею фильма, он загорелся и написал сценарий. Но это на словах все выглядит так легко и просто. «О бедном гусаре...» я смело могу назвать самым моим трудным фильмом, самым многострадальным...
«Много картин на историческом материале...»
— Я отнес сценарий Анатолию Богомолову, главному редактору Кинокомитета. Прошла неделя. По моим расчетам, Богомолов давно уже прочитал наш сценарий, но прошло еще немало времени, прежде чем мне удалось соединиться с ним по телефону. Уже после я понял — он избегал встречи со мной, оттягивал ее...
Но я был настойчив в желании встретиться, и Богомолов наконец сдался. Когда я вошел к нему в кабинет, он, не отрывая глаз от какой-то рукописи, не глядя на меня, не поздоровавшись со мною, протянул мне сценарий и сказал:
— По тематическим причинам нам этот сценарий не нужен. У нас уже много картин на историческом материале.
Это был отказ, причем бесцеремонный, не обставленный хотя бы из приличия политесом и демагогией...
В сердцах Рязанов забрал сценарий и сказал: «Сценарии о чести и совести вам действительно не нужны, их у вас навалом!» И отнес сценарий на телевидение, зная, что между руководителями Комитета по кинематографии и Гостелерадио существовала ничем не объяснимая неприязнь.
— Я подошел в переулке к первому же телефону-автомату и набрал номер председателя Гостелерадио Сергея Георгиевича Лапина. Секретарша тут же соединила меня с министром. Я попросился на прием.
...Сергей Георгиевич был очень радушен и приветлив. Я изложил свою просьбу — прочитать сценарий. Лапин взял наш с Гориным опус, обещал прочитать и отложил в сторону. Разговор о деле занял три-четыре минуты...
Итак, я ушел и стал ждать решения... Прошло около месяца с момента нашей встречи, и я как раз собирался было позвонить министру телевидения, напомнить о себе, подтолкнуть решение своего вопроса...
И вдруг телефонный звонок! Звонил директор творческого объединения «Экран» Б.М. Хессин... Телевидение решило ставить фильм...
«Вы очернили Третье отделение»
28 декабря 1979 года Советская Армия начала военные действия на афганской территории... Руководящие отклики на режиссерский сценарий последовали немедленно...
— «Дело в том, — мы не верили своим ушам, — что в сценарии очернено Третье отделение. Этой тайной канцелярии времен Николая Первого в нашем сценарии придано слишком большое значение, и изображена она чересчур негативно...»
В разгар наших с Гориным поисков, как сделать поправки и по возможности не ухудшить произведение, произошла моя вторая встреча с Лапиным. Состоялся долгий, грустный разговор.
«Международная обстановка осложнилась необычайно, в Афганистане идет война. А зачем нам в военное время фильм о том, как жандармы проверяют армию?»
Я сказал, что мы уже перерабатываем сценарий и надеемся найти приемлемое решение...
Если в первоначальном варианте сценария действовал жандармский майор Мерзляев (Олег Басилашвили), то в новой версии он сменил военный мундир на штатский сюртук и превратился из профессионального блюстителя порядка в невнятного чиновника по особым поручениям. При этом, чтобы в его должности звучала причастность к спецслужбам, его наградили чином действительного тайного советника. Такой генеральский чин в Российской империи могли носить только высшие чиновники уровня министра. Сюжетный ход выглядел неправдоподобным. Чиновник такого ранга не стал бы лично приезжать в провинциальный город и заниматься мелкими интригами.
Артюхов (Георгий Бурков) вместо платного осведомителя стал обычным камердинером при графе. Пострадал и эпизод, в котором Афанасий Бубенцов (Евгений Леонов) репетирует сцену расстрела.
По сценарию актер должен был прочитать стихи Лермонтова «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ...». Но цензура выступила против, и авторам пришлось вложить в уста героя другой текст: «Сижу за решеткой в темнице сырой...»
Эльдар Рязанов: «Работа над фильмом „О бедном гусаре...“ была не только проверкой профессионализма, она была экзаменом на честность, порядочность и благородство. Содержание картины перекликалось с нашей жизнью, с нашей работой. Провокации, интриги, гнусности, о которых рассказывалось в нашем сценарии, мы испытывали на себе, снимая картину. Каждая сцена, которую предстояло снимать завтра, как правило, накануне переделывалась, уточнялась, дописывалась, что тоже усиливало хаос и неразбериху на съёмочной площадке. Пожалуй, „О бедном гусаре...“ была моя самая непосильная работа. Удары сыпались со всех сторон, извне и изнутри».
«Принято решение о закрытии картины»
— Группа намеревалась выехать в длительную двухмесячную экспедицию в Ленинград. Подготовка велась лихорадочно... И вот в этих условиях я и отправился показывать кинопробы. Я не подозревал, что над картиной снова сгустились тучи — все держалось в тайне. Заместитель Лапина Стелла Ивановна Жданова, обычно приветливая, на этот раз держалась странно, не смотрела мне в глаза, говорила отрывисто и уклончиво, явно испытывая неловкость...
Когда демонстрация пленки кончилась, Жданова сказала мрачно:
— Ну что ж, поднимемся ко мне, поговорим...
— Видите ли, — помявшись, сказала Жданова, — принято решение о закрытии вашей картины.
— Это распоряжение председателя, — пояснил Хессин (то есть Лапина).
...Мы вернулись на «Мосфильм». В моей комнате ждал Садальский, загримированный и одетый в гусарский костюм. Я сказал ему:
— Все, Стасик, этого фильма не будет. Его закрыли. Так что встретимся на другой картине. Иди, разгримировывайся...
На глазах Садальского появились слезы. Он не мог прийти в себя и плакал...
А на третий день картину снова вернули в производство! Гендиректор «Мосфильма» Сизов как-то сумел уговорить Лапина.
Лента не понравилась Андропову?
— Ноябрь 1980 года... На «Мосфильме» была назначена предварительная сдача нашей картины. Ее принимали руководство телевидения во главе со Ждановой и дирекция «Мосфильма». После просмотра генеральный директор студии Сизов высказался против трагического финала. Актер Бубенцов, по его мнению, не должен умирать...
И вдруг случилось непредвиденное! Стелла Ивановна Жданова выступила в защиту печального финала, умно и резонно высказалась о жанре трагикомедии, о том, что иначе разрушится авторский замысел и фильм превратится в безделицу. Это было спасение!
Фильм показали в неуместное время — 1 января 1981 года, после программы «Время». Массовые зрители «Гусара» практически не заметили, за исключением небольшой части интеллигенции. Были прекрасные отзывы, письма, телеграммы, звонки с восторгами и благодарностью, добрые отклики Булата Окуджавы, Людмилы Петрушевской, Бориса Васильева, Станислава Рассадина, Игоря Ильинского, Андрея Вознесенского. Газеты практически промолчали.
— Мы надеялись на повторный показ. Но шли годы, я неоднократно предпринимал попытки в этом направлении, однако Гостелерадио стояло насмерть. И без объяснения причин... Во время моей последней встречи с Лапиным он намекнул мне, что фильм в свое время не понравился Андропову, который тогда возглавлял КГБ.
Было ли это правдой?.. Не знаю. Но если даже он и произнес нечто в этом роде, его уже не было. Руководил страной другой лидер — Черненко...
Едва съемки фильма были закончены, цензоры снова взялись его «редактировать». Например, запретили расстреливать в кадре Афанасия Бубенцова. Эпизод пересняли — в новой версии герою Леонова стало плохо с сердцем. Потом, перед телевизионным показом, из фильма без уведомления вырезали несколько реплик, а также самую последнюю сцену, когда камера снимает сверху церковь и кладбище, на котором хоронят артиста.
— Эти купюры сделали всего один раз, именно перед телепоказом, — рассказывает Эльдар Рязанов. — Потом вырезанные куски вставили обратно в фильм и... положили его на полку! Показали «О бедном гусаре замолвите слово» только через пять лет.
В советское время допустили к показу сокращённую версию фильма. Были вырезаны некоторые сцены, не соответствовавшие советской идеологии.
Например, после сцены в театре, когда стрела, выпущенная из арбалета мавром-Бубенцовым, настигает госпожу губернаторшу и Бубенцова уводят жандармы, в сокращённой версии сразу следует сцена, в которой Настенька Бубенцова пытается повидаться с папенькой, сидящим в тюрьме (и даже пытается дать взятку часовому)
В полной версии фильма между этими сценами — сцена в салоне мадам Жозефины, куда Настенька Бубенцова проникает, обманув привратника: «Я наниматься пришла!» В ней Настенька находит на кровати у Жужу спящего, пьяного Плетнёва и пытается его уговорить дать показания о том, что Бубенцов стрелял не в госпожу губернаторшу, а в Плетнёва, залезшего в будку суфлёра и тем сорвавшего спектакль.
Сейчас фильм можно увидеть в полной, режиссерской версии. Так что если вы его давно не смотрели, обязательно посмотрите, — возможно, теперь вы увидите его по-новому.
Смотреть все новости автора
Читайте по теме:
Мажор-сын зампреда Одесского облсовета купается в деньгах и отрывается в Европе Окончательный вердикт: картина Карла Брюллова "Христос во гробе" будет конфискована у семьи Певзнер Семейное гнездо: чем владеют губернатор Санкт-Петербурга и его семья Глава Одесского ГАСКа заплатил Чичваркину 300 тысяч долларов за вино Нефтяной генерал: что значат для России перемены в венесуэльской PDVSA "Бред и сюрреализм". Жена обвиненного в шпионаже чиновника Кабмина прокомментировала обвинения спецслужб Скромные каникулы: чиновники и депутаты предпочли отдых на российских курортах Налоговики скрывают данные о проверке Данилюка и Кутового Остановки Киева продадут табачным королям Умер самый известный повар-миллионерВажные новости
США ввели санкции против 12 топ-менеджеров «Лаборатории Касперского»
Сын замминистра обороны переписал лондонский бизнес на однокурсника
Опубликовано видео второго применения трехтонной управляемой авиабомбы
Суд изгнал из Крыма владельца группы «Зенден» Андрея Павлова
Юрий Ериняк — как бандит Юра Молдован захотел стать респектабельным бизнесменом