С "Троицей" Рублева обошлись по-варварски
С "Троицей" Рублева обошлись по-варварски
Источник рассказал, как с иконы снимали профилактические заклейки, которые на нее ранее нанесли реставраторы. По его словам, на представленных фотографиях видно, что процесс проходил в «полевых условиях» — на козлах и доске.
Из Научно-реставрационного центра им. академика Грабаря «Троицу» вывезли около 20:00 5 января и привезли в храм Христа Спасителя.
Как рассказал источник РБК, знакомый с процессом организации перевозки, по прибытии в храм с «Троицы» сняли профилактические заклейки, которые на нее ранее нанесли реставраторы. Они нужны для того, чтобы при перевозке можно было зафиксировать живопись и не дать ей осыпаться. Но длительное нахождение таких заклеек может повредить, а поскольку никакой информации о том, как долго «Троица» будет находиться в храме, нет, заклейки пришлось снимать сразу на месте, пояснил собеседник РБК, заявив, что «это происходило в полевых условиях, не в соответствии с рекомендациям о том, как должна проходить реставрация памятников такого уровня».
По словам источника РБК, во время работ икона располагалась на не приспособленной для этого конструкции.
Новости по теме: Губернатор добазарился с «Саянскхимпластом»: из офшора достанут 200 миллионов
«Это были обычные козлы, на которые сверху горизонтально положили доску, обернутую чем-то мягким. На нее была положена икона, и на этом приходилось работать реставраторам», — добавил он, отметив, что «в нормальных условиях это должно быть сделано в мастерской, где есть климат, оборудование, статичный стол и так далее».
Кроме того, по словам собеседника РБК, витрина, в которой икону разместили в храме, не может создать необходимый памятнику климат. Собеседник также отмечает, что сейчас в Москве морозы, а значит, довольно низкий уровень влажности, что создает дополнительную нагрузку на икону.
Русская служба Би-би-си со ссылкой на два источника, близких к Минкультуры, также сообщает, что икона находится в обычной витрине без климатического контроля.
РБК обратился за комментарием в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, Минкультуры, а также направил запрос в Центр им. Грабаря.
Заместитель директора по научной работе Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов назвал переезд «Троицы» в храм Христа Спасителя «несколько непродуманной операцией», потому что подобным памятникам лучше находиться в месте со всеми необходимыми температурно-влажностными условиями. «Пока ничего этого нет. Витрина, в которой икона сейчас находится, не терморегулируемая. Перевозка осуществлялась в невероятный мороз. Это все фантастическое мероприятие, результатом которого может быть сильное ухудшение состояния [иконы]. Существует понятие исчерпанности запаса прочности, к которому надо относиться очень серьезно и предусмотрительно. Дерево всегда реагирует на внешние изменения. Если перекатывать икону с места на место — это плохо кончится. Надо найти место для «Троицы» и угомониться», — сказал Попов.
Согласился с Поповым в беседе с РБК и кандидат искусствоведения, художник реставрации высшей квалификации Сергей Филатов. По его словам, «Троица» Андрея Рублева относится к списку произведений, которые нельзя трогать с постоянного места хранения, потому что изменение температуры и влажности может привести к отставанию левкаса (специального покрытия, которое наносят на дерево перед началом работы над иконой).
Икона «Троица» — шедевр русской живописи, написанный Андреем Рублевым в XV веке, с 1929 года хранилась в Государственной Третьяковской галерее. В мае 2023 года стало известно, что президент Владимир Путин принял решение передать икону РПЦ. 4 июня, в праздник Троицы, ее выставили для всеобщего поклонения в Храме Христа Спасителя, а позже перевезли в реставрационные мастерские Центра им. Грабаря. Впоследствии икону предполагалось разместить в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
Реставрационное и музейное сообщества активно выступили против выдачи «Троицы» церкви. Эксперты указывали на то, что почти 600-летняя икона находится в крайне хрупком состоянии и любая перевозка может грозить ее полной гибелью. Они также заявляли, что в Третьяковке за годы хранения «Троицы» была создана уникальная климатическая система, которая обеспечивает памятнику идеальные условия хранения. Создать такую же систему в Троице-Сергиевой лавре в короткие сроки не представляется возможным, считают эксперты.
Решение о состоянии иконы и необходимости ее реставрации после перевозки в Центр им. Грабаря в июле должен был принять реставрационный совет. Однако о результатах его работы было объявлено лишь в начале ноября. Совет, созданный при Минкультуры, пришел к выводу, что «деструктивных изменений [в состоянии иконы] не наблюдается» и для нее были созданы «идеальные условия».
Смотреть все новости автора
Читайте по теме:
В Челябинске произошел пожар на крупном вещевом рынке "Европа-Азия" У актрисы сериала «ЮЗЗЗ» пропала картина за миллион Березин Андрей Валерьевич и Евроинвест под уголовным делом десятилетия В Туапсе на территории нефтебазы произошел крупный пожар Россиянин хранил в квартире арсенал оружия В Белгороде нашли убитым судебного пристава У "Объединенных пивоварен" отбирают Royal Cola На томской трассе столкнулись три иномарки: пять человек в больнице Россиянка избила работницу храма и украла ящик с пожертвованиями Выходцы из «ЛУКОЙЛа» прессингуют исками актив «Запсибгазпрома». Тюменцы усиливают конфликт с партнерами МинобороныВажные новости
США ввели санкции против 12 топ-менеджеров «Лаборатории Касперского»
Сын замминистра обороны переписал лондонский бизнес на однокурсника
Опубликовано видео второго применения трехтонной управляемой авиабомбы
Суд изгнал из Крыма владельца группы «Зенден» Андрея Павлова
Юрий Ериняк — как бандит Юра Молдован захотел стать респектабельным бизнесменом