Как Баста стал одним из самых популярных артистов страны

18 августа 2017
583
Как Баста стал одним из самых популярных артистов страны

Как Баста стал одним из самых популярных артистов страны

Рэпер из Ростова теперь не только исполнитель, но и успешный продюсер и совладелец сервиса электронного учета прав на музыкальные произведения. 

В конце 1990-х выпускник музыкальной школы Ростова-на-Дону по классу аккордеона Василий Вакуленко оказался в больнице. Причиной стало увлечение тяжелыми наркотиками. Почти месяц Вакуленко провел среди людей, которые слышали голоса и разговаривали с невидимыми гостями.

В то время он не имел серьезного достатка, семья жила в промзоне Ростова недалеко от кирпичного завода. Мать Вакуленко, несмотря на вузовский красный диплом, торговала на рынке йогуртами. Будущую звезду воспитали главным образом бабушка и дед. Именно бабушка сыграла огромную роль в судьбе Вакуленко, она поощряла увлечение музыкой и подарила ему предмет мечтаний — синтезатор Yamaha 51. 

С юного возраста Вакуленко попал в перспективную музыкальную тусовку: он читал рэп вместе с нынешними участниками ростовской рэп-команды «Каста». В 18 лет Баста записал песню «Моя игра», которая до сих пор остается одним из самых популярных треков артиста. В 1998 году его пригласили выступить с этой песней на фестиваль в ростовский Дворец спорта. Событие было значимым ­— на площадке собралось около 6000 человек, выступали модные исполнители, например, музыкант Сергей Пименов (ППК).

Вакуленко выступил под псевдонимом «Баста Хрю», заработал первые $100 и стал звездой регионального масштаба. Популярность и заработки позволили доказать родне, что увлечение музыкой было не бессмысленным. «Папе в первую очередь», — уточняет в интервью Forbes Вакуленко. Карьера начала развиваться, два трека артиста попали на аудиокассету «Город счастья» (было выпущено 300 000 кассет), которую в качестве рекламной продукции выпустило местное подразделение «Билайна». 

Треки были включены в репертуар черноморских кафе. С 1998 по 2002 год Баста зарабатывал в основном на фестивалях: десятки мероприятий организовывали, например, производитель газировки Sprite и Северо-Кавказская железная дорога, праздновавшая свое 125-летие.  Все эти годы Вакуленко не мог оставить пагубного пристрастия к наркотикам. Перелом произошел 22 апреля 2003 года. «Привели к этому определенные тяжелейшие события, и я пришел к решению перестать употреблять вещества. Как обычно — потеря сознания, травма», — рассказывал Баста YouTube-каналу «ВДудь». Именно в тот момент он сумел оттолкнуться от дна. 

 qzkiqxtiqhqiddglv

«Я песни не продаю», — сказал Вакуленко певцу Богдану Титомиру, когда тот приехал в Ростов в 2005 году. Титомир хотел купить песни для нового альбома, но Баста не торопился отдавать весь репертуар, хотя и подарил именитому певцу пару треков.

Перед этим о песнях «ростовского типа» Титомир рассказал своему финансовому партнеру — владельцу сети пивных ресторанов «Кружка» Евгению Антимонию, который вкладывал средства в проекты Титомира и запустил клуб Gazgolder на месте бывшего газового хранилища завода «Арма».

Прослушав треки Вакуленко, Антимоний сказал: «Пусть этот пацан приезжает. Будем думать». Баста переехал в столицу. Музыканту оплачивали жилье, он получил постоянный доход и возможность выпустить альбом. Репертуар и подача материала всегда оставались на усмотрение Вакуленко, запись альбома стоила более ста тысяч долларов. Чуть позже советник председателя совета директоров СМП Банка Антон Треушников вложил в бизнес еще около $1 млн.

Баста говорит, что он помог со строительством нового здания клуба и студий, где работают музыканты. Вместе с клубом-студией (ее называют «База Газа») на территории появилось творческое объединение Gazgolder. С приходом Басты там закипела работа — один за одним с 2006 по 2017 год было записано 11 альбомов разных исполнителей и групп. Баста говорит, что сидел в студии сутками напролет.

По словам директора творческого объединения Gazgolder Николая Дуксина, четыре года альбомы становились топ-селлерами на витринах Apple, альбом «Баста 4» (2013) стал самым продаваемым русскоязычным альбомом в мире за всю историю iTunes и поднимался на 61-е место по продажам. Эти альбомы заметно отличались от привычных публике по стилю и лексике — в текстах присутствовали крепкие словечки.

Для доверительного контакта с публикой Вакуленко выдумал себе новые псевдонимы и героев — Ноггано, N1NT3ND0 и Bratia Stereo. Например, Ноггано, по определению Вакуленко, — матерщинник, бабник и сволочь. Его самый известный трек «Еб*ный насос, Жора, где ты был?». Другой герой, N1NT3NDO, находится в Ростове образца 1995 года, он любит оружие, вокруг него убийства и деньги, перемешанные с кровью.

Проект Bratia Stereo — это электронная музыка, с которой Баста выступал на закрытии фестиваля Kazantip. «Это акционизм. Мне было приятно, что люди не ассоциируют одного героя с другим. В русской музыке такого не было», — рассказывает Баста. Раскрутиться было непросто. Схему с покупками эфира Баста даже не рассматривал.

Вакуленко и артистам Gazgolder во многом повезло — их треки стали популярны, так как выход альбомов совпал с эпохой взрывного роста интернета и соцсетей. Лейбл продолжает инвестировать в интернет. По словам Дуксина, охват соцсетей у Gazgolder — около 15 млн человек. Выбор этот неслучаен, ведь у слушателей падает интерес к обычному радио и ТВ. Ряд классических приемов продвижения артистов и музыки неэффективен, говорит Дуксин.

Он приводит в качестве примера еще одного артиста лейбла, рэпера из Казахстана Скриптонита. У него нет ротации на классических площадках (как минимум из-за репертуара), но при этом артист стал топ-селлером в iTunes и Apple Music и показывает отличные сборы на концертах. «Если включить радио или музыкальное ТВ и выписать песни за полчаса, то, скорее всего, никто из исполнителей не окажется с ним даже в одной десятке по продажам»,  — поясняет Дуксин.

История Басты в этом плане тоже показательна: когда он собрал 17 000 человек на своем первом концерте в «Олимпийском», на ТВ его практически не было. Теперь Вакуленко не только сам попал как эксперт на шоу «Голос» Первого канала, он делает свое телевидение с Gazgolder. Они запускают канал в Youtube и снимают кино — в 2014 году в прокат вышел фильм «Газгольдер», на подходе еще один, «Клубаре».

Дуксин говорит, что у фильма было более 1000 копий. Он стал одной из самых популярных картин по итогам двух первых уик-эндов просмотра. В поддержку проката резиденты Gazgolder отправились в масштабный тур по 20 городам России. По данным «Кинопоиска», сборы фильма в России составили $1,8 млн.  «Олимпийский» рекорд Двадцать второго апреля 2017 года Баста поставил абсолютный рекорд за историю стадиона «Олимпийский» — артист впервые собрал полную круговую арену на сольном концерте и продал 35 000 билетов.

Такого успеха не добивался никто из российских и иностранных исполнителей. Обычно музыканты собирают примерно половину «Олимпийского» (до 18 000 зрителей). Соорудить круглую сцену, чтобы максимально заполнить зал, решались пока только организаторы гастролей зарубежных звезд Metallica и Muse.

По словам гендиректора Gazgolder Николая Дуксина, удачно проходили и другие концерты Вакуленко — четыре года подряд распродавались все билеты в «Крокусе», было два аншлаговых «Кремля». За год концерты Басты посещают 380 000 человек. Он первый хип-хоп-музыкант, собравший главные площадки двух столиц — «Крокус», «Кремль», «Олимпийский», «Зеленый театр» и «Ледовый дворец» в Санкт-Петербурге. Концертные выступления — основа личного дохода Вакуленко.

В среднем один концерт приносит ему 2 млн рублей. Баста ежегодно дает 70–100 концертов по всему миру. Его график расписан до конца 2018 года. Общий валовый доход всех бизнесов артиста за год — около 240 млн рублей, но не менее 30% идет на покрытие расходов: на клипы тратится от 20 млн рублей, еще есть персонал (обходится в 4 млн в месяц) и аренда. При этом значительную часть дохода Баста реинвестирует в лейбл.

По словам Дуксина, Баста, как и все звезды, зарабатывает на рекламных контрактах и интернет-продажах (он 5 раз входил в рейтинг российских звезд шоу-бизнеса и спорта Forbes — прим. ред.). Часто спонсоров подбирают под концерты и мероприятия — например, в «Олимпийском» спонсором был производитель дезодорантов Axe, у Басты были проекты с Nescafe, пивным брендом «Жигули», табачным холдингом Philip Morris, а у Скриптонита — с пивным брендом Tuborg.

Суммы контрактов не раскрываются. Этот доход в последние годы не растет из-за законодательных изменений и финансового кризиса. «Всегда спонсировали кто? Производители крепкого алкоголя, пива и табачники. Принятие новых законов осложнило сотрудничество с такими компаниями. Бюджеты у многих сильно ограничены», — объясняет Вакуленко. Большие надежды Баста возлагает на продажи через платформы Apple (Apple Music и iTunes), «Яндекс.Музыка», «ВКонтакте» и др.

Суммарные продажи лейбла Gazgolder составляют более 500 000 проданных копий релизов и свыше 250 млн легальных стримов. На лейбле работает с десяток артистов и музыкальных проектов. Отношения с ними складываются по тем же принципам, как с Вакуленко работает Антимоний. По словам Дуксина, на лейбле нет классического продюсирования. Никто не решает, как артист должен выглядеть и что исполнять, «Газгольдер» предоставляет своим исполнителям инфраструктуру, менеджмент и помогает продвигаться и зарабатывать на контенте. Наиболее популярным и коммерчески успешным исполнителем лейбла, помимо Басты, стал Скриптонит.

В конце 2015 года он занял вторую строчку в альбомном чарте российского iTunes, став одним из открытий года. Финансовую сторону Вакуленко обсуждать не хочет: «Творчество и коммерческий успех — это разные вещи. У нас же здесь не колбасный цех». У лейбла был сложный опыт. За 10 лет работы с певицей Тати были потрачены сотни тысяч евро, написаны песни, ушло много времени Басты и других исполнителей. В 2016 году Gazgolder с певицей расстался, поскольку не увидел перспектив для дальнейшего сотрудничества.

Тати, в свою очередь, предъявляла обвинения своим бывшим коллегам. Батл с РАО В мае 2017 года Баста и другие российские артисты сидели на совещании в кабинете у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Обсуждались российские авторские общества, которые порой наживались за счет артистов.

Ярким примером стала история экс-руководителя Российского авторского общества (РАО) и Российского союза правообладателей (РСП) Сергея Федотова. За мошенничество с 300 млн рублей РАО в июне 2017 года Федотов получил полтора года колонии. Авторские общества должны выплачивать деньги артистам, собирая отчисления с телеканалов, радиостанций, кафе и любых общественных заведений, где звучат музыкальные произведения.

За свои услуги РАО берет комиссию 10–35% авторских отчислений, а РСП — 1% от оборота производителей и импортеров техники, позволяющей копировать и воспроизводить аудио- и видеозаписи. Авторские организации собирают 8–9 млрд рублей в год и хотят получать деньги с пользователей интернета.

Несмотря на огромные продажи, Баста получал лишь десятки тысяч рублей. В итоге он решил изъять свои права на произведения из РАО. Баста называет эту историю противостоянием со злодеями. Сложившаяся ситуация его сильно задевает: «Ты собираешь «Олимпийский», номер один по продажам в iTunes. А против — целая организованная группа лиц по предварительному сговору. У Шувалова был супербатл. Мы настаивали на передаче управления авторскими правами государству без прослоек».

Баста с партнерами организовал сервис электронного учета, установления и оборота прав на музыкальные и другие творческие произведения — НРИС. По словам Дуксина, в НИРС уже зарегистрировано 45 000 аудиопроизведений, включая крупный каталог Первого музыкального издательства. Но пока монетизации у этой системы нет. У Басты есть и бизнес-проекты, не связанные с творчеством, — он совладелец сети отелей (Москва и Суздаль) и клуба Legendas (Вильнюс), продает вейпы и спортивное питание «Лаборатория силы», занимается производством кастомных часов и ювелирных украшений «Газголд»

Теги статьи:
Глеб Злобин
Автор статьи: Глеб Злобин
Смотреть все новости автора

Важные новости

Лента новостей

Вверх