Миллионеры шоу-бизнеса: как платят хит-мейкерам в Украине, России и в СССР

06 февраля 2021
2148
Миллионеры шоу-бизнеса: как платят хит-мейкерам в Украине, России и в СССР

Миллионеры шоу-бизнеса: как платят хит-мейкерам в Украине, России и в СССР

Украинские артисты уже почти год сидят без концертных заработков. Для некоторых – это затянувшийся отпуск, во время которого они изредка выступают.

Для других – это, если не конец карьеры, то явно очень сложный период, потому что доходов из-за отсутствия концертов практически нет. Одна из причин такого плачевного положения в том, что мало кто из украинских артистов получает доход в виде роялти, то есть денежных отчислений за использование его песен. Рассказывает МИР со ссылкой на ВЕСТИ.

ТРЦ и рестораны сделали украинских звезд миллионерами

Уже более двадцати лет в Украине шоу-бизнес периодически воюет с пиратами. Появляются агентства, которые борются за соблюдение авторских прав и следят за тем, чтобы авторы песен исправно получали деньги за то, что их хит звучит на радио, телевидении, в пабах и ночных клубах. Однако ощутимых успехов эта борьба не приносит. Большинство артистов, которые пишут себе музыку сами, продолжают получать копейки, а порой и вообще – ничего. Хотя их песни звучат повсеместно.

"В Украине совсем немного авторов-исполнителей, которые могут себе позволить не гастролировать и жить исключительно за счет отчислений, которые они получают. Однако это все равно не такие уж большие деньги. Единицы имеют сотни тысяч гривен в год и десяток, может, чуть больше, получают несколько десятков тысяч гривен за год. Для сравнения: миллионы гривен авторских отчислений только из Украины ежегодно получают такие группы, как Imagine Dragons или Depeche Mode", – говорит музыкант и генеральный директор ОО "УААСП" Валерий Харчишин.

По его словам, если в США, где соблюдаются авторские права, основной пассивный доход авторы получают с телевидения и рекламы, то украинские телеканалы практически не платят или платят мало нашим авторам. На втором месте по отчислениям – стриминговые платформы. Однако здесь еще хуже дела.

"Украинские меломаны в большинстве своем слушают пиратскую продукцию, поэтому отчисления от Apple music, YouTube music или Spotify украинские артисты получают очень небольшие, они измеряются несколькими тысячами гривен в год. Одним из основных источников пиратского контента после закрытия в Украине социальной сети ВКонтакте, являются различные Telegram-каналы. Еще одна причина небольших доходов с цифровых платформ в том, что основными потребителями этого контента являются подростки, но среди их кумиров мало украинских артистов – разве что Monatik или The Hardkiss", – говорит нам продюсер одного из украинских артистов.

Основным же пассивным доходом успешных авторов-исполнителей являются отчисления от баров, ресторанов и ТРЦ. По нашей информации, тройка лидеров в этом: Monatik, The Hardkiss и проекты Потапа, для которых Алексей Потапенко пишет песни – их доходы в год составляют около миллиона гривен. Доходы еще десятка групп и сольных артистов, таких как "Антитела", Dzidzio и "Друга ріка" составляют сотни тысяч гривен в год.

"Сложнее приходится тем авторам, которые пишут песни, но сами их не исполняют, а продают разным артистам. Как правило, исполнители платят им однократно, выкупая у них права на песню, и в дальнейшем они уже не получают никаких отчислений", – сказал в комментарии Vesti.ua один из украинских хитмейкеров.

По оценкам экспертов, сфера ресторанов, баров и ТРЦ может приносить в пять раз больше. На данный момент еще далеко не все подобные компании и заведения отчисляют деньги за звучащую у них музыку.

Моргенштерн богаче Киркорова

Еще одной проблемой для украинских артистов до сих пор являются российские исполнители – с ними мало кто выдерживает конкуренцию. Судя по музыкальным рейтингам стриминговых платформ, песни наших исполнителей редко попадают в десятку самых популярных композиций. Напомним, что по итогам прошлого года в ТОП-10 украинского YouTube попал только один клип украинского исполнителя – "ВечериНочка" Монатика и Веры Брежневой. А с начала 2021 года в первую десятку ежедневного рейтинга Apple music наши звезды вообще не попадают – сплошной кальян-рэп, немного русской попсы и Моргенштерн с Джа Халибом во главе списков.

По словам Валерия Харчишина, за это российские исполнители из Украины ничего не получают. Правда, и украинские исполнители, чьи песни крутятся в России, тоже не получают от них доходов. И такая ситуация сложилась не в результате войны, а еще с тех пор, как СССР разделился на независимые государства.

Но если российские артисты не сильно огорчаются потерей денег из Украины, то для наших исполнителей это могла бы быть очень солидная статья дохода. По словам нескольких собеседников издания, это пропорция приблизительно 1 к 10. 

Один из самых успешных российских артистов, который может позволить себе не гастролировать и жить только за счет продаж своих песен через стриминговые платформы – Моргенштерн. По приблизительным подсчетам экспертов, его доход составляет около 80 тысяч долларов в месяц. 

Новости по теме: Тарзан намекнул на возможный развод с Королевой

"Но помимо него, можно назвать еще сотню российских и казахских авторов-исполнителей, которые могут позволить себе жить исключительно за счет авторских отчислений. В первую очередь, это все кальян-рэперы во главе с Jony. Песни этих артистов каждый день набирают миллионы и сотни тысяч прослушиваний. Для сравнения: чтобы попасть в ТОП-10 украинского Apple music достаточно в день получить сотню прослушиваний, и ты – на первом месте. А вот таких звезд, как Киркоров, Басков или Агутин вы в этом списке не найдете, потому что их аудитория старше, чем потребители музыки на стриминговых платформах", – говорит нам украинские продюсер, раскручивающий проекты как в Украине, так и в России.

Старая гвардия зарабатывает, в основном, за счет концертов и фиксированных ротаций. На данный момент в России есть пять авторов и продюсеров в одном лице, которые зарабатывают свои авторские с помощью трансляций на телевидении, создав собственные мини-империи. Это Игорь Крутой, Игорь Матвиенко, Макс Фадеев, Виктор Дробыш и Константин Меладзе. Они взаимодействуют с музыкальным продюсером "Первого канала" России Юрием Аксютой.

"Эта компания очень плотно оккупировала телеэфир и пускает туда только определенных молодых исполнителей, которых они сами продюсируют и пишут им песни. На каждом хите они зарабатывают около 60 тысяч евро, которые получают с гарантированной ротации на одном из крупных каналов", – говорит нам украинский композитор Владимир Быстряков.  

Однако у украинских авторов нет и такого приработка, а артисты, работающие на старшую аудиторию, вынуждены жить только за счет концертов.

Главный доход советских композиторов – от ресторанов

Получается, что в Украине ничего не изменилось в этой сфере с советских времен. Основной доход композиторов в СССР был от денежных отчислений ресторанов. В то время в каждом кабаке, где работала группа, исполняющая на заказ шлягеры, утверждали исходную программу выступления, и согласно этому документу деньги переводились в союз композиторов и распределялись между авторами.  

"Главным хит-мейкером восьмидесятых был Раймонд Паулс. Он сам мне рассказывал, что когда начал писать песни для Пугачевой и Лаймы Вайкуле, его доход ежемесячно составлял 30-40 тысяч рублей. А после того, когда шлягеров у него стало больше, эта сумма выросла", – говорит Быстряков. 

Настолько же успешным, благодаря тому, что сам исполнял свои песни, был Юрий Антонов. Его доход, по словам Быстрякова, был не меньше, чем у Паулса. И третий – Максим Дунаевский. Он, в большей степени, был кинокомпозитором, но шлягеры Дунаевского из фильмов звучали повсюду. Чего только стоит "Пора, пора, порадуемся" из "Трех мушкетеров" в исполнении Боярского. Эта песня звучала на всех концертах и во всех ресторанах. 

"Какой точно у него был в те времена доход, я сказать не могу. Но тогда он получил прозвище – Домострой. Он семь раз был женат, и для каждой новой жены он строил дом или покупал квартиру", – вспоминает Быстряков.  

Китайский поможет стать богатым автором 

Но при всех отмеченных проблемах стать миллионером, если не долларовым, то гривневым, вполне по силам современному украинскому композитору. Хотя для этого предпочтительно работать не на украинскую аудиторию. Потому что украинский язык для авторского успеха является ограничением. Большие доходы легче получать с большой языковой группы. 

Украинский язык сейчас находится по различным статистическим данным на 42 месте в мире по количеству носителей. А лидерами являются: китайский – 1,3 миллиарда, испанский – 460 миллионов и английский – 379 миллионов. Русский занимает восьмое место по количеству носителей, их – 154 миллиона. Однако и конкуренция на этих языковых рынках в сфере шоу-бизнеса гораздо жестче. Поэтому протолкнуться нашему автору в сферу заграничного шоу-бизнеса во много раз сложнее.

Теги статьи:
Глеб Злобин
Автор статьи: Глеб Злобин
Смотреть все новости автора

Важные новости

Лента новостей

Вверх