Религиозный концлагерь: как ирландские преступницы на 300 лет стали рабынями в католических прачечных
Религиозный концлагерь: как ирландские преступницы на 300 лет стали рабынями в католических прачечных
Изначально это были учреждения, где «падшие женщины» исправлялись и обретали новое ремесло, но с годами они превратились в суровые заведения тюремного типа с адским трудом, насилием и бесправием, пишет TJOURNAL.
Лишь случайно Ирландия узнала о подлинных масштабах кошмара, творившегося за стенами тюрем-прачечных. Это стало началом долгого расследования, которому мешали и ирландские власти, и католическая церковь. Лишь в 2010-е ирландский премьер-министр и Папа Римский извинились перед бывшими узницами, и те наконец-то начали получать положенные компенсации. Однако история «католических концлагерей» ещё не изучена до конца, и расследование длится по сей день.
Братская могила на монастырском кладбище
В мае 1993 года сёстры женского католического монастыря Богоматери Милосердия в Ирландии решили продать часть своей кладбищенской земли в дублинском районе Драмкондре за полтора миллиона фунтов стерлингов для погашения долгов. Перед сделкой они попросили у городских властей помочь перезахоронить тела 133 насельниц монастыря, упокоившихся на местном кладбище.
Однако после раскопок на кладбище обнаружили 155 тел, и на половину из них не было свидетельств о смерти. Монахини поспешили заявить об административной ошибке и срочно кремировали (несмотря на то, что католическая церковь не приветствует кремацию) и перезахоронили останки на кладбище в дублинском районе Гласкевин.
Но историю замять не удалось. Десятки женщин в Ирландии начали свидетельствовать против католических женских монастырских приютов, рассказывая о творившемся там беззаконии. Они начали давить на власти страны, чтобы те дали старт расследованию. Не осталась в стороне даже ООН, в феврале 2014 года призвавшая Ватикан рассказать правду о том, что происходило в ирландских приютах.
Имена большинства женщин, чьи тела нашли на кладбище, так и остались неизвестны по сей день. О них знают лишь, что они не только жили в католических приютах, но и работали в местных прачечных. Именно эта работа и была главной причиной их смерти.
От приютов к концлагерям: кошмар за стенами прачечных Магдалины
В 1765 году в Дублине на Лисон-стрит при содействии местного протестантского «Движения спасения», занимавшегося реабилитацией проституток, открыли первый в истории страны женский приют имени Марии Магдалины. По мнению западных церквей, эта библейская героиня была раскаявшейся блудницей и верной последовательницей и помощницей Иисуса Христа. Руководила приютом известная ирландская филантроп леди Арабелла Денни, заимствовавшая опыт спасения заблудших женских душ других стран.
Уже через несколько лет в Ирландии появилась целая сеть подобных приютов, куда направляли проституток и девушек, имевших секс или даже беременность до брака. Попасть туда могли лишь протестантки. Поначалу условия там были относительно комфортны, и большинство женщин приезжало туда добровольно, некоторые прибывали и убывали по несколько раз. В приюте они осваивали какое-нибудь ремесло и зарабатывали им по освобождении вместо возвращения на панель. Наставляли девушек священники и сёстры милосердия.
С годами протестантская церковь лишилась покровительства ирландских властей, что плохо сказалось на её финансовых делах, и её место заняли католики. В 1922 году Ирландия стала независимой от Великобритании, и в истории приютов Магдалины началась новая веха. Католическая церковь получила расположение властей и взяла женские приюты под свою опеку.
Возглавив приюты Магдалины, католики первым делом организовали при них сеть прачечных, где работали девушки. Но теперь никто уже не заботился об их обучении и перевоспитании — рабский труд стал основой их существования. Женщины тяжело и бесплатно работали по шесть-семь дней в неделю, с раннего утра до позднего вечера.
Прачечными управляли четыре католических общины — Сёстры Благодарения, Сёстры Милосердия, Сёстры Добрые Пастыри и Сёстры Богоматери Милосердия. В Ирландии было 11 таких прачечных. Работать приходилось много, ведь церковь слабо финансировала приюты, и те перешли на самоокупаемость. Руководство неслучайно направляло узниц именно в прачечные — стирка одежды ассоциировалась с очищением души от скверны. Лишь иногда девушек отправляли работать поварихами, швеями, ткачихами.
Здания прачечных опутали высокой колючей проволокой, а на ночь спускали огромных собак. На работе и в приютах девушкам запрещали говорить, заводить друзей, праздновать дни рождения. Монахини заставляли узниц непрестанно молиться, но из-за постоянной работы те часто даже не знали, когда празднуют Рождество — они потеряли счёт дням.
За малейшую провинность девушек отправляли ночевать на холод, брили налысо, оставляли без еды. Бывали случаи, когда их заставляли есть с пола за разбитую чашку. Узницы носили большие кепки, тяжёлые ботинки и юбки до щиколоток. Они не имели даже предметов личной гигиены. Некоторые воспитанницы лишь после освобождения из приюта узнали, что такое зубные щётки.
«Клиентура» приютов расширялась — теперь сюда свозили не только проституток, но и жертв насильников, матерей-одиночек, алкоголичек, хулиганок, неверных жён, девушек с отставанием в развитии. Оказаться в приюте можно было даже за проезд «зайцем» в автобусе или за нарушение комендантского часа. Иногда родители сдавали туда дочерей, чьё поведение было излишне кокетливым и игривым, а также имевших «соблазнительную внешность», даже если те были девственницами.
Полномочия сдавать женщин в приют имели и священники с врачами. Если у девушки не было родни, поручившейся бы за неё (как чаще всего и бывало), она могла навеки остаться там. Многие из таких «пожизненно заключённых» принимали монашеский обет.
Государство активно наполняло приюты. Суды отправляли туда женщин, а полиция и соцработники свозили их, возвращали беглянок. Правительство заключало с прачечными контракт на обслуживание армии, больниц, тюрем и не интересовалось условиями проживания там и вопросами оплаты труда. Частные гостиницы и пивоваренные компании тоже не гнушались рабским трудом девушек. Благодаря бесплатной работе и государственной протекции, прачечные Магдалины превратились в выгодные предприятия, дававшие огромную прибыль. Частники не могли конкурировать против них.
Бизнес шёл в гору и разросся до промышленных масштабов. Рядом с католическими приютами строились огромные профессиональные помещения для стирки белья. Внутри них женщины постоянно работали с химикатами, и многие позже умерли от рака. На работе девушки получали травмы и увечья, но медпомощи им никто не оказывал. Те, кто не мог больше работать, просто исчезали, и остальные узницы лишь предполагали, что с ними стало. Лишь в конце 1990-х, когда рядом с приютами и прачечными стали находить братские могилы, догадки узниц подтверждались.
Беременные узницы обычно рожали в приютах и сразу же выходили работу в те же условия, как и все. Иногда младенцев изымали у матерей и передавали в другие семьи (одни лишь американцы незаконно усыновили более двух тысяч ирландских детей из приютов), но чаще всего они умирали.
В 2014 году в Доме матери и ребёнка Bon Secours в Туаме обнаружили останки 796 младенцев, умерших там в 1925-1961 годы. Большинство из них скончалось из-за кори, коклюша, ларингита, абсцессов. Расследование детских смертей в Туаме продолжается по сей день.
До середины 20 века консервативное ирландское общество хорошо относилось к приютам Магдалины. В условиях, когда внебрачная беременность считалась несмываемым позором не только для семьи, но даже для местного пастора, прачечные-приюты считались нормой. Женщин, вырвавшихся оттуда и рассказавших о тамошних нравах, обычно игнорировали. Многие из них и сами молчали о пережитом из-за стыда, а некоторые покинули Ирландию.
По мнению историка Фрэнсис Финнеган, исчезновение прачечных связано не с переменами с общественном сознании, а в появлении стиральных машин. С середины 20 века, когда они стали доступны для рядовых ирландцев, сеть прачечных Магдалины пришла в упадок. В 1930-е они пополнились 2695 новыми узницами, в 1970-е — 660, в 1980-е — 147, а в 1990-е в приюты поступило всего восемь женщин.
«Что это, если не рабство?»: женщины из прачечных Магдалины добиваются справедливости, но до успеха им далеко
В начале 1990-х, когда всплыла история с братской могилой на кладбище, началась череда скандалов. Пресса наконец-то начала публиковать интервью с бывшими узницами прачечных, и их откровения шокировали Ирландию. Выяснилось, что похожие заведения с суровыми нравами, но в меньших масштабах, существовали в Англии, Канаде, США и Австралии, Швеции, причём в Англии первая прачечная появилась в 1758 году — на семь лет раньше, чем в Ирландии.
Вскоре подобные «братские могилы» стали находить и в других приютах. До сих пор точно неизвестно, сколько женщин прошло через них за всё время — местные католические ордены не дают архивных сведений.
Но даже после скандалов католические прачечные какое-то время продолжали работу. 25 октября 1996 года закрылась последняя из них, расположенная в Дублине на Глоссер-стрит. Там жили и работали около 40 пожилых женщин, большинство из них — с задержками в развитии. Ежедневно они стирали одежду заключённых из расположенной рядом тюрьмы Маунтджой. У девяти из них не было родни, и они ушли в монастыри.
В 1997 году на ирландском ТВ вышел документальный фильм «Секс в холодном климате». Его героини — бывшие заключённые приютов, рассказавшие, что психологическое и физическое насилие со стороны монахинь и священников было нормой. В 2002 году на экраны вышла драма «Сёстры Магдалины» на ту же тему, и его создателей обвинили в преуменьшении кошмаров, творившихся там.
Узница прачечной Мэри-Джо Макдонах, отработавшая там пять лет после изнасилования соседом, сказала, что условия там были куда хуже и жёстче, чем отображено в картине. В то же время президент Католической лиги за религиозные и гражданские права Билл Донохью обвинил фильм «Сёстры Магдалины» в умышленном очернении церкви, а режиссёра ленты Питера Маллана — в ненависти к католицизму.
Лишь в 2011 году с подачи ООН правительство Ирландии начало полноценное расследование по делу Магдалины. Выяснилось, что лишь 10% девушек в приюты направили семьи, а ещё 19% отправились туда по своей воле. Большая часть узниц оказалась там по приговору суда. Большинству девушек не было и 23 лет, а более 40% провели там более года. В среднем каждая девушка отбыла в прачечных семь месяцев, а некоторые работали более пяти лет.
Самой молодой узнице приютов-прачечных было 15 лет, а самой пожилой — 95. Некоторые девушки попадали туда чаще одного раза. По документам удалось установить факт прибытия на работу 14607 человек, но эта цифра, скорее всего, сильно занижена, ведь не на всех узниц имелись документы. В отчёте указано, что там процветали избиения и жестокие наказания, но отмечено, что оно не было чем-то из ряда вон выходящим, ведь многие девушки до приютов учились в католических школах, где уровень физического насилия был столь же высок.
5 февраля 2013 года, после долгого расследования, Комиссия по расследованию злоупотреблений против детей составила 1000-страничный доклад на основании показаний бывших узниц католических приютов. Его автор — тогдашний сенатор Ирландии Мартин Макалис. Отчёт охватывает период с 1922 по 1996 год и описывает указанные выше факты. Спустя две недели под давлением общественности тогдашний премьер-министр Ирландии Энда Кенни извинился от лица ирландского правительства перед женщинами, прошедшими приюты Магдалины, и открыл компенсационный фонд в пользу узниц.
Католические ордены отказались вносить средства в фонд и продолжили игнорировать тех, кто исследовал обстоятельства работы прачечных. Лишь в 2010 году ирландский кардинал Шон Брэди встретился с членами общественного движения «Правосудие для Магдалины», заявив, что «по сегодняшним стандартам многое из того, что произошло в то время, трудно понять», но это вина конкретных религиозных орденов, а не всей церкви. Монахини, руководившие прачечными, заявляли в интервью, что им не за что извиняться, ведь они лишь предоставляли должную услугу. В 2018 году Папа римский Франциск официально извинился перед ирландцами за происходившее в прачечных Магдалины и признал вину католической церкви.
Несмотря на признание властями участия в работе прачечных, они неохотно выплачивали женщинам компенсации. Даже акции протеста и угрозы устроить голодовку со стороны бывших узниц не имели должного эффекта. Лишь в декабре 2018 года власти начали выплачивать деньги всем без исключения бывшим узницам, но к тому времени многие из них уже скончались. Компенсации до сих пор неполны — в июне 2020 года оказалось, что государство не предоставляет бывшим узницам обещанные медицинские услуги.
Автор: Игорь Николаев; TJOURNAL
Смотреть все новости автора
Читайте по теме:
Отец замглавы Минцифры Бэллы Черкесовой успешно развивает бизнес благодаря содействию дочери В Беларуси оштрафовали женщину за бело-красно-белый мармелад Украинская рэперша Алина Паш заразилась коронавирусом Звезда «Черной пантеры» Майкл Джордан стал самым сексуальным мужчиной 2020 года Вести из белорусских изоляторов: Вся страна в тюрьме Как Сбербанк Германа Грефа вместо IT-платформы превратился в строительный трест Взорвать за 10 секунд: в ОАЭ зрелищно снесли небоскреб и установили рекорд «Мексиканская Ким Кардашьян» умерла в 29 лет из-за неудачной операции по коррекции формы ягодиц Рижское самоуправление запретило митинги против коронавирусных ограничений Референдум, продолжение: Навальный против Путина (10 вопросов, меняющих повестку дня)Важные новости
США ввели санкции против 12 топ-менеджеров «Лаборатории Касперского»
Сын замминистра обороны переписал лондонский бизнес на однокурсника
Опубликовано видео второго применения трехтонной управляемой авиабомбы
Суд изгнал из Крыма владельца группы «Зенден» Андрея Павлова
Юрий Ериняк — как бандит Юра Молдован захотел стать респектабельным бизнесменом