Михаил Кокшенов на съемках комедии едва не покалечил статиста

05 июня 2020
2099
Михаил Кокшенов на съемках комедии едва не покалечил статиста

Михаил Кокшенов на съемках комедии едва не покалечил статиста

Много лет назад автору этих строк довелось участвовать в съемках художественного фильма «Вечерний лабиринт», где артист Михаил Кокшенов, новость о смерти которого потрясла сегодня его почитателей, исполнял роль ресторанного швейцара.

В одной из сцен Михаил Михайлович столь творчески вошел в образ своего героя, что даже в пылу артистического азарта нанес травму человеку, участвующему в массовке.

Надо честно признать, комедия «Вечерний лабиринт» никогда не была в лидерах кинопроката. Однако этот фильм, вышедший на экраны в 1980 году, до сих пор изредка показывают по телевизору.

Сюжет в общем-то незамысловатый и построен, главным образом, на популярной во многих странах комедии положений, - на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств.

Тем не менее, режиссеру-постановщику Борису Бушмелеву удалось привлечь к съемкам многих известных актеров – Владимира Басова, Александра Лазарева, Татьяну Васильеву, Виктора Ильичева, Валентину Талызину, Николая Парфенова… Был приглашен и Михаил Кокшенов, которому предложили роль швейцара ресторана Феди.

По сценарию основные события комедии разворачиваются в гостинице, где поселились на время командировки в Москву главные герои. При этом многие эпизоды происходят в гостиничном ресторане. Вот там-то и пересеклись наши с Кокшеновым «киношные» пути-дороги.

Ну он-то понятно – популярный артист. А вот при чем здесь корреспондент «МК»?

Во-первых, автор этих строк тогда еще отнюдь не был журналистом «Московского комсомольца», а трудился в должности преподавателя одного из столичных вузов. А во-вторых, по молодости лет (только-только закончил этот самый вуз) увлекался на досуге всякими «посторонними» вещами, в том числе участвовал в самодеятельном вокально-инструментальном ансамбле (именно так было принято в ту пору обозначать подобные музыкальные группы).

Именно это хобби и привело меня на «Мосфильм»: там для съемок картин регулярно требовались музыканты – не важно, насколько умелые, профессиональные, - главное, чтобы со своим инструментом. Электрогитара у меня была, и школьный приятель через своего отца-администратора, сотрудничавшего с киностудией, организовывал время от времени приглашения на съемки. Платили по ставке артиста третьего плана, да еще сверх того положена была компенсация за амортизацию музыкального инструмента. В общем, неплохая прибавка к скромной зарплате институтского преподавателя!

Однако, вернемся к «Вечернему лабиринту». Ваш покорный слуга вместе с еще несколькими музыкантами изображал в кадре маленький ресторанный ансамбль, аккомпанирующий роскошного вида певице. Соответственно все эпизоды, в которых довелось сняться, происходили в ресторане.

 quziehiuhiddrglv

Кадр из кинофильма Вечерний лабиринт. Будущий корреспондент МК в нижнем левом углу.

Снимали в самом настоящем заведении общепита, причем, достаточно престижном по тем временам – в ресторане гостиницы «Будапешт», расположенной рядом со Столешниковым переулком.

Естественно, в ресторанных сценах должны были присутствовать помимо главных героев еще и другие люди - посетители «вкусного заведения». Для этого привлекли несколько десятков человек массовки. Вот с одним из них у Кокшенова и возник «постановочный» инцидент.

Как всегда в подобных случаях среди жаждущих получить заветные три рубля за съемочный день было много таких, кто хотел еще и добиться «минуты славы» -покрупнее «засветиться» в кадре, чтобы потом все родные-знакомые-сослуживцы могли увидеть. Поэтому места за ресторанными столиками поближе к тому, за которым должны сидеть главные герои, брали чуть ли не с боем (хотя потом, все равно, режиссер и оператор-постановщик многих пересаживали и заменяли, выбирая типажи по своему вкусу).

Таких «мест под солнцем» в зале ресторана хватило не на всех. Группе мужчин и женщин из массовки режиссер поручил изображать толпу у входа в заведение. Это же типичная примета того времени: попасть вечером в ресторан не просто, как всегда висит табличка «Мест нет», поэтому граждане, жаждущие «культурно отдохнуть» подолгу толпились у закрытой двери, при всяком ее открывании пытаясь уговорить швейцара и проникнуть-таки внутрь.

Швейцара играть пригласили Михаила Кокшенова - благо фактура у артиста было вполне подходящая, атлетическая.

Снимали как раз проходную мизансцену в вестибюле у дверей. Михаил Михайлович в фирменном облачении, приготовленном для него костюмерами, – темно-синем костюме с позументом, в фуражке, приоткрывает дверь, выпуская очередного посетителя. И в этот момент, по сценарию, в образовавшуюся щель должен протиснуться некий нахальный «человек с улицы», которого могучий швейцар выталкивает прочь.

Режиссер, окинув взглядом массовку, выбрал одного подходящего по его мнению мужичка. Чтобы смотрелось посмешнее – такого тщедушненького. Для пущего комизма решили, что этот персонаж должен почему-то проникать в ресторан в кепке (ну, такой невоспитанный!).

Сняли первый дубль. Бушмелеву не очень понравилось.

Сняли второй. Опять не то.

Тут мужичок-массовщик, ловя миг удачи, вдохновившись идеей поосновательнее появиться в кадре подошел к главному режиссеру со своим творческим предложением: «А можно, я немножко поглубже внутрь ресторана проберусь мимо швейцара, а он меня там будет ловить и потом уже выставит за дверь?» «Давайте попробуем, - отвечает Бушмелев. – Так, все на исходные места! Посетитель – на улицу, за дверь! Закройте дверь! Миша (это Кокшенову), ты готов?»

Сняли вариант с прорывающимся в вестибюль посетителем. «Неплохо. Но давайте еще раз. Поэнергичнее! Посетитель – уходите за дверь! Дверь закрыть! Все готовы?»

Но теперь настал черед уже артиста Кокшенова предлагать режиссеру свои креативые идеи. Михаил придумал, как сделать эту мизансцену посмешнее: «Давайте я с этого мужичка кепку сорву и выкину ее за дверь. А потом схвачу нахала и – вроде, как очень рассердившись, его туда же толкну!» «Отлично! Только поэффектнее это сделай!»

В пылу творческих озарений совершенно забыли предупредить об изменившихся перипетиях эпизода другое действующее лицо – мужичка из массовки. Он стоял все это время за закрытыми дверями ресторана и ничегошеньки не слышал о творческих планах Кокшенова.

Но вот команда: «Мотор! Начали!» Дверь ресторанная приоткрывается, швейцар Федя выпускает посетителя, в щель «просачивается» мужичок-«нахал», как и было условлено делает несколько шагов вглубь – в сторону заветных столиков.

И тут на него коршуном налетает Кокшенов. Совершенно неожиданно для массовщика весьма фактурный артист хватает с его головы кепку и в гневе выкидывает ее в гостиничный вестибюль. Потом волочит к дверям и самого мужчину. А на пороге еще и со «зверским» лицом толкает его туда же – в вестибюль гостиницы. От внезапности такого развития событий этот человек так растерялся, что не сумел вовремя скоординировать свои движения и при толчке упал на каменный пол. Падение обернулось травмой: человек неловко подвернул ногу и ободрал лодыжку.

Пришлось сделать технический перерыв. Пока мужичку перевязывали рану, он объяснил, что очень испугался, когда «швейцар Федя» на него столь яростно накинулся. «Я думал, что что-то не так сделал! Я же не знал, что вы придумали эту сцену по-другому играть.»  

Сам Кокшенов был заметно расстроен случившимся и просил пострадавшего его извинить.

В итоге неудачливого «ловца минуты славы» отправили домой на такси. Самое обидное для него, что пострадал он ради искусства совершенно напрасно: эпизод с толпой у входа в ресторан в окончательный вариант фильма вообще не вошел.

Теги статьи:
Игорь Вашкевич
Автор статьи: Игорь Вашкевич
Смотреть все новости автора

Распечатать

Важные новости

Лента новостей

Вверх