Кшиштоф Пендерецкий
Кшиштоф Пендерецкий
Пять лекций в конце века» («Presspublica», Варшава). В музыке XX века, кажется, никто другой не сделал такой карьеры, как он. И так быстро, как он! Разве что Игорь Стравинский мог бы с ним сравниться.
Детство
Кшиштоф Пендерецкий родился 23 ноября 1933 года в г. Дембица (на языке идиш — Дембиц), местечке, населенном до войны в основном хасидами, в мультикультурной семье. В генеалогическом древе польского композитора мы найдем армянские, немецкие и польские корни.Странно, что через столько лет эта музыка, которая звучала в моих ушах, возвращается вновь. В двух моих произведениях клезмерская музыка использовалась сознательно — это «Секстет» (2000) и даже «Concerto grosso» (2001). Возможно, эти мотивы я слышал в детстве, — рассказывал композитор на Польском Радио.Его жизнь в музыке началась с частных уроках фортепианной игры, которые он очень быстро забросил. Любовь к музыке проснулась у Пендерецкого в тот момент, когда он увидел скрипку своего отца. Добиться чистого звука от фортепиано не составляет никакой проблемы, это может сделать даже младенец, а вот извлечь гармоничный звук из струн скрипки — довольно серьезное испытание. Молодой Пендерецкий возмечтал стать виртуозом, и после школы упражнялся в умении играть на скрипке, исполняя сонаты Баха. В гимназии он создал ансамбль и оживлял музыкальную жизнь Дембицы, потом поехал получать высшее образование в Краков, где приступил к изучению композиции.Довоенная Дембица [галерея]
Изучение композиции и первый успех
Пендерецкий берет частные уроки композиции у Франтишека Сколышевского, а впоследствии, в 1955-1958 годах — у Артура Малявского и Станислава Веховича в Государственной высшей музыкальной школе в Кракове. В 1958 году становится преподавателем композиции в своей альма-матер, с 1972 по 1987 годы занимает пост ее ректора. В 1959 году состоялся II Конкурс молодых композиторов союза польских композиторов: после расшифровки эмблем, которыми были снабжены поданные анонимно партитуры, оказалось, что обладателем I, II и III премий стал никому не известный 28-летний ассистент факультета композиции Государственной высшей музыкальной школы в Кракове Кшиштоф Пендерецкий. Награжденными произведениями были «Строфы» — камерная кантата для сопрано, чтеца и 10 инструментов, «Эманация» для двух струнных оркестров, а также «Псалмы Давида» для смешанного хора, струнных и ударных инструментов. Партитуру «Строф», исполненных на фестивале «Варшавская осень» в том же году, забрал после концерта немецкий издатель Герман Мек. Вскоре это произведение играли по всей Европе, а Пендерецкий получил приглашение от известного фестиваля в Донауэшингене.
В 1960 году композитор пишет произведение, названное «8’37’’» (8 минут 37 секунд — столько времени длится композиция), за которое годом позже он получает награду организации «Tribune Internationale des Compositeurs ЮНЕСКО» в Париже. Теперь пьеса называется «Плач по жертвам Хиросимы» и ее транслируют радиостанции по всему миру, Пендерецкий же становится ведущим представителем музыкального авангарда того времени.
Признание во всем мире
Композитор подтверждает это положение необычными «Флуоресценциями», исполненными впервые в 1962 году в Донауэшингене. Наряду с инструментами большого симфонического оркестра Пендерецкий вводит сюда подвешенный металлический лист для подражания звукам грома, свистки, куски стекла и металла, которые трут напильником, трещотки, электрический звонок, пилу, пишущую машинку и сирену. Традиционные инструменты также звучат необычно, поскольку звуки извлекаются из них совершенно нетрадиционным способом. Пендерецкого уже знает весь музыкальный мир. По крайней мере так кажется... до момента премьеры в 1966 году в Мюнстере «Страстей по Луке». Это произведение означало разрыв с радикализмом авангарда. Пендерецкий сочинил произведение, доступное обычному меломану, понятное по содержанию, конструкции и эмоциям. Сам он говорил:
«Меня не волнует, как назовут мои «Страсти» — традиционными или авангардными. Для меня они просто аутентичные. И этого достаточно».
Кшиштоф Пендерецкий в Дембице, 1969. Фото: Войцех Плевиньский / Forum
Симфония и польский реквием
Свою первую симфонию композитор написал в 1973 году.
Моя I Симфония — говорил Пендерецкий в 1995 году, — появилась в 1973 году, когда мне было 40 лет. Это время пересечения полосы тени. Тогда я предпринял попытку подвести итог моего двадцатилетнего музыкального опыта — времени авангардных, радикальных поисков. Это была сумма того, что я мог сказать как авангардный художник. (К. Пендерецкий «Лабиринт времени», Варшава, 1997, с. 50).
В своих следующих симфониях Пендерецкий порвал с авангардистским языком. Во II Симфонии (носящей подзаголовок «Рождественская») мы слышим короткую цитату из песни «Тихая ночь»; III Симфонию сравнивали с творчеством Антонина Дворжака; IV Симфония под названием «Адажио» — это пространный комментарий к симфоническому языку. Кажется, что такое краткое изложение последовательности симфоний Пендерецкого хорошо показывает, в каком направлении будет развиваться его позднейшее творчество.
В 1980 году Пендерецкий начал сочинять «Польский реквием» — произведение, посвященное, соответственно: жертвам декабря 1970 («Lacrimosa»), кардиналу Вышинскому («Agnus Dei»), Варшавскому восстанию и св. Максимилиану Кольбе («Dies irae») и жертвам Катыни («Libera me, Domine»).
Если бы не общая политическая ситуация, не «Солидарность», я не создал бы «Реквием», несмотря на то, что эта тема давно интересовала меня. Сочиняя «Реквием», я хотел занять определенную позицию, объявить, на какой я стороне, — говорил композитор.
Кшиштоф Пендерецкий написал музыку к одному полнометражному фильму — речь идет о картине «Рукопись, найденная в Сарагосе» Войцеха Ежи Хаса. Многие режиссеры использовали музыку, ранее написанную Пендерецким, благодаря чему мы можем ее услышать, например, в фильмах «Сияние» Кубрика, «Изгоняющий дьявола» Фридкина и «Маска» братьев Куэй.
Позднее творчество
Активность празднующего в этом году 80-летие Кшиштофа Пендерецкого не ослабевает и вызывает высочайшее уважение — писала Ивона Линдстедт на портале trzejkompozytorzy.pl, — Композитор осуществляет очередные художественные проекты и представляет свои произведения с участием всемирно известных исполнителей, в самых разных уголках мира. Недавно (февраль 2013) с большим успехом прошла копенгагенская постановка оперы «Дьяволы из Лудена».
Пендерецкий-вдохновитель
Джонни Гринвуд – гитарист «Radiohead» – написал «48 Responses to Polymorphia», используя мотивы из классической композиции раннего Пендерецкого; Pianohooligan (псевдоним Петра Ожеховского) выпустил альбом, где репертуар авангардного периода Пендерецкого звучит в переложении для подготовленного фортепиано; Мачей Фортуна и An On Blast пишут ремиксы на произведения композитора, которые затем можно услышать в художественных фильмах.
Пендерецкий как педагог
Преподавательскую деятельность Пендерецкий вел в Высшей школе Фолькванг в Эссене (1966-1968) и Йельском университете в Нью-Хэйвен (1973-1978). В 1987-1990 гг. он был художественным руководителем Краковской филармонии, с 1993 г. — арт-директором фестиваля «Festival Casals» в Пуэрто-Рико, с 1997 г. — фестиваля «Sinfonia Varsovia», с 1998 — консультантом фестиваля «Beijing Music Festival» в Пекине. В 1968-1970 гг. был стипендиатом DAAD (Deutscher Akademischer Austauschdienst) в Берлине.
И дирижер
В качестве дирижера Пендерецкий дебютировал в 1971 г. в Донауэшингене, исполняя свое произведение «Actions» для джазового коллектива. В 1972 г. он записал свои произведения на студии EMI с Большим симфоническим оркестром Польского радио и телевидения в Катовице. Он дирижировал многими всемирно известными оркестрами, например, Müncher Philharmoniker, Sinfonieorchester des Norddeutschen Rundfun в Гамбурге, Sinfonieorchester des Mitteldeutschen Rundfunks в Лейпциге, London Symphony Orchestra, Philadelphia Orchestra, New York Philharmonic Orchestra, оркестром японского радио в Токио, филармоническим оркестром в Осаке. С 1988 г. Пендерецкий был главным приглашенным дирижером Sinfonieorchester des Norddeutschen Rundfunks Гамбурге, с 2000 г. – приглашенным дирижером China Philharmonic Orchestra. В 2013 г. в издательстве DUX вышло собрание всех симфоний Кшиштофа Пендерецкого, которыми дирижировал сам композитор – оно стало подарком Пендерецкому на 80-летие, которое он отмечал в 2013 году. Издание получило премию Classical Music Awards в номинации «современная музыка».
Когда я дирижирую своими произведениями, то могу попытаться довести отдельные элементы композиции до сформировавшегося в моем воображении идеального образа. (…) Только я один знаю, как должно развиваться во времени звучание моего произведения.
фрагмент анимационного фильма «Сладкие ритмы», реж. Казимеж Урбанский, смотреть целиком на ninateka.pl
фрагмент программы «Все о культуре», смотреть целиком на ninateka.pl
Важнейшие произведения:
Соната для скрипки и фортепиано (1953)
3 миниатюры для кларнета и фортепиано (1956)
«Псалмы Давида» для смешанного хора и струнных (1958)
«Строфы» для сопрано, чтеца и десяти инструментов (1959)
«Эманации» («Emanacje») для двух струнных оркестров (1959)
Миниатюра для скрипки и фортепиано (1959)
«Anaklasis» для 42 струнных инструментов и ударных (1959—1960)
«Меры времени и тишины» («Wymiary czasu i ciszy») для 40-голосного смешанного хора, ударных и струнных (1959—1960)
«Плач по жертвам Хиросимы» для 52 струнных инструментов (1960)
«Quartetto per archi» No. 1 (1960)
«Полиморфия» для 48 струнных инструментов (1961)
Фонограммы для флейты и камерного оркестра (1961)
«Psalmus 1961» для магнитной ленты (1961)
«Флюоресценции» («Fluorescencje») для оркестра (1961—1962)
«Канон» для струнного оркестра (1962)
«Stabat Mater» для трёх смешанных хоров, хора мальчиков и оркестра (1962)
«Passio Et Mors Domini Nostri Jesu Christi Secundum Lucam» («Страсти по Луке») для солистов, чтеца, хора мальчиков, трёх хоров и оркестра (1963—1966)
«Cantata in honorem Almae Matris Universitatis Iagellonicae sescentos abhinc annos fundatae» для двух смешанных хоров и оркестра (1964)
«Каприччио» для гобоя и 10 струнных (1964)
Соната для виолончели с оркестром (1964)
«Самый смелый рыцарь» («Najdzielniejszy z rycerzy») (1965)
«De natura sonoris» No. 1 для оркестра (1966)
Концерт № 1 для виолончели с оркестром (1966—1967, вторая редакция — 1971—1972)
«Dies Irae — Oratorium ob memoriam in perniciei castris in Oświęcim necatorum inexstinguibilem reddendam» для солистов, хора и оркестра: I. Lamentatio, II. Apocalypsis III. Apotheosis (Oratorium) (1967)
«Pittsburgh Ouverture» для духового оркестра (1967)
«Каприччио» для скрипки с оркестром (1967)
«Каприччио для Зигфрида Пальма» для виолончели соло (1968)
«Quartetto per archi» No. 2 (1968)
«Дьяволы из Лудена» («The Devils of Loudun») (1968, 2001)
Утреня I «Положение во гроб» («Jutrznia — złożenie do grobu») для солистов, двух смешанных хоров и оркестра (1969—1970)
«Kosmogonia» для солистов, смешанного хора и оркестра (1970)
Утреня II «Воскресение» («Zmartwychwstanie») для солистов, двух смешанных хоров и оркестра (1970-1971)
«Canticum Canticorum Salomonis» («Песнь песней») для 16-голосного смешанного хора и камерного оркестра (1970—1973)
«Actions» для джазового ансамбля (1971)
«De natura sonoris» No. 2 для оркестра (1971)
«Прелюдия» для медных духовых, ударных и контрабасов (1971)
Партита для клавесина, электрической гитары, фагота, арфы, контрабаса и оркестра (1971, вторая редакция — 1991)
«Ecloga VIII» (Vergili «Bucolica») для 6 голосов (1972)
«Ekecheiria» для магнитной ленты (1972)
Симфония № 1 для большого симфонического оркестра (1972—1973)
Intermezzo для 24 струнных инструментов (1973)
«Magnificat» для баса-соло, 7-голосного мужского вокального ансамбля, двух смешанных хоров, голосов мальчиков и симфонического оркестра (1973—1974)
«Пробуждение Иакова» («Przebudzenie Jakuba») для симфонического оркестра (1974)
Концерт № 1 для скрипки с оркестром (1976—1977, вторая редакция — 1988)
«Потерянный рай» («Paradise Lost», «Raj utracony»), sacra rappresentazione в 2 частях (1976—1978)
«Adagietto» из оперы «Потерянный рай» для оркестра (1979)
«Te Deum» для солистов, двух смешанных хоров и оркестра (1979—1980)
Симфония № 2 «Рождественская»( 1979—1980)
«Каприччио» для тубы соло (1980)
Польский реквием для четырёх солистов, двух смешанных хоров и оркестра (1980—2005)
Концерт № 2 для виолончели с оркестром (1982)
Концерт для альта с оркестром (1983), камерная версия, версия для виолончели, для кларнета, для скрипки (1984)
«Cadenza» для альта соло (1984)
«Чёрная маска» одноактная опера (1984—1986)
«Per Slava» для виолончели соло (1985—1986)
«Иже херувимы» для смешанного хора a capella (1986)
«Прелюдия» для кларнета соло (1987)
«Veni creator» для смешанного хора a capella (1987)
«Der unterbrochene Gedanke» для струнного квартета (1988)
Симфония № 3 «Мюнхенская» (1988—1995)
Симфония № 4 «Парижская» (1989)
«Король Убю» — опера-буффа в двух актах с прологом и эпилогом (1990—1991)
Симфония № 5 «Корейская» (1991—1992)
Симфониетта № 1 для струнных (1992)
«Benedicamus Domino» (Organum и псалом 117) для пятиголосного мужского хора a capella (1992)
Концерт № 2 «Метаморфозы» («Metamorfozy») для скрипки с оркестром (1992—1995)
Квартет для кларнета, скрипки, альта и виолончели (1993)
«Benedictus» для смешанного хора (1993:)
«Divertimento» для виолончели соло (1994, 2006)
«Entrata» для медных духовых и литавр (1994)
Симфониетта № 2 для кларнета и струнных (1994)
«Agnus Dei» для четырёх солистов, смешанного хора и оркестра (1995)
Симфония № 7 «Семь врат Иерусалима» («Siedem bram Jerozolimy») для пяти солистов, чтеца, трех смешанных хоров хора и оркестра (1996)
«Serenade» для струнного оркестра (1996—1997)
«Гимн святому Войцеху» («Hymn do św. Wojciecha») для смешанного хора и оркестра (1997)
«Гимн святому Даниилу» («Hymn do św. Daniela») для смешанного хора и оркестра (1997)
«Credo» для пяти солистов, хора и оркестра (1997—1998)
Соната для скрипки и фортепиано № 2 (1999)
«Musik für Blockflöten, Marimbaphon und Streicher» (2000)
Секстет для скрипки, альта, виолончели, кларнета, валторны и фортепиано (2000)
Concerto Grosso № 1 для трёх виолончелей с оркестром (2001)
Концерт «Воскресение» («Resurection») для фортепиано с оркестром (2001—2002)
«Fanfarria Real» для оркестра (2003)
«Tempo di Valse» для виолончели соло (2004)
«Федра» («Phedra») для голоса, хора и оркестра (2004)
Concerto Grosso № 2 для пяти кларнетов с оркестром (2004)
Симфония № 8 «Песни мимолётности» («Lieder der Vergänglichkeit») для сопрано, меццо-сопрано, баритона, хора и оркестра (2005)
Музыка к фильму «Катынь» Анджея Вайды (2007)
«Winterreise» - концерт для валторны и оркестра (2007—2008)
«Drei Chinesische Lieder» для баритона и оркестра (2008)
«Quartetto per archi» No. 3 (2008)
«Каприччио» для скрипки соло (2008)
Симфониетта №3 (2008)
«Sanctus» для хора (2008:)
«Кадиш» для солистов, смешанного хора и оркестра (2009)
Violoncello totale для виолончели соло (2010)
«Повеяло на меня море снов» для трех солистов, смешанного хора и оркестра (2011)
Концерт для скрипки и альта с оркестром (2012)
«La Follia» для скрипки соло (2013)
Смотреть все новости автора
Читайте по теме:
Эпоха аферистов в Ровно подходит к своему завершению Глава ГФС Верланов запустил в налоговую судимых уголовников и мойщиков черного нала Костюка и Витыка Стало известно о четвертой свадьбе Александра Реввы, которая прошла на Мальдивах В Киеве "повязали" экс-главу ГАИ: пьяный полковник устроил ночные гонки Торговец людьми Тофик Арифов назвал Эрдогана деспотом, изувером и подонком за преследование Гюлена Власти США заморозили счета Тевфика Арифа по подозрению в финансировании терроризма Олександр Кондра, Юрій Криган та інші або історія грабунку на 500 мільйонів Прокуратура Испании не стала требовать меры пресечения для олигарха Михаила Фридмана Американские комики высмеяли показания Холмса про Зеленского и «задницу Трампа» Жена Сергея Сивохо задумалась о сексе и даже показала егоВажные новости
США ввели санкции против 12 топ-менеджеров «Лаборатории Касперского»
Сын замминистра обороны переписал лондонский бизнес на однокурсника
Опубликовано видео второго применения трехтонной управляемой авиабомбы
Суд изгнал из Крыма владельца группы «Зенден» Андрея Павлова
Юрий Ериняк — как бандит Юра Молдован захотел стать респектабельным бизнесменом