Шедевры неповторимы и уникальны [...] именно этими соображениями руководствовалось преступное сообщество, похитившее летом 2008 года из одесского Музея западного и восточного искусства всемирно известную картину крупнейшего мастера барокко, итальянского живописца и реформатора европейской живописи XVII века Микеланджело Меризи да Караваджо «Поцелуй Иуды». Собственно говоря, автор называл это полотно «Взятие Христа под стражу», но в искусствоведческом сообществе прижился именно «Поцелуй Иуды» - евангелическое значение картины отражает глубокий смысл предательства, когда Иуда Искариот, один из учеников Иисуса, предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада.
Полотно размером 134х172,5 см датируется 1573-1602 годами. Известный российский дипломат и коллекционер Александр Базилевский приобрел его в Париже и в 1870 г. преподнес в дар великому князю Владимиру Александровичу. В начале XX века полотно было передано Одесскому художественному училищу, а в 20-е гг. поступило в галерею старинной живописи (ныне Музей западного и восточного искусства). Авторство Караваджо долгое время находилось под вопросом, пока в середине 50-х годов XX века московский искусствовед Ксения Малицкая не доказала принадлежность картины кисти великого мастера. В 2005 г. этот вывод был подтвержден испанскими экспертами. Экспертами аукциона «Сотбис» знаменитое полотно оценивалось в 50 миллионов фунтов стерлингов, что приблизительно соответствует 100 млн вечнозеленых американских долларов.
И вот, в ночь на 31 июля 2008 года неизвестные взломали окно на втором этаже здания музея в Одессе, забравшись туда по строительным лесам, вырезали картину из рамы и скрылись.
Кража повергла в шок сотрудников Одесского музея западного и восточного искусства, которые долго не могли прийти в себя после случившегося, ведь полотно «Взятие Христа под стражу или поцелуй Иуды» было здесь самым ценным экспонатом, которое привлекало внимание ценителей искусства всего мира.
- Коварные злодеи проникли в музей ночью, разбив окно на втором этаже, где и находилась картина, - страдальчески заламывал руки директор музея Виктор Сергеевич Никифоров. - Рама была тяжелой, потому ее не взяли, а картину грубо вырезали, оставив кусочки полотна…
В музее объявили бессрочный санитарный день, а директор, Виктор Никифоров, даже заболел от тяжелых моральных переживаний и пребывал в постели дома в Одессе. Его можно понять – такие потрясения на работе, а тут еще и в семье неурядицы – дочь спуталась с сомнительными личностями с Кавказа и объявила, что в очередной раз выходит замуж, причем без документального оформления, чисто по Шариату…
А тем временем, полотно великого мастера было объявлено в розыск по всему миру. Интерпол отслеживал всех крупных потенциальных коллекционеров – ведь ясно, что такие картины не воруются просто так, они похищаются только по особому заказу, причем, как правило, с предоплатой. Такие образы неоднократно обыгрывал Голливуд и даже наше кино в свое время в бессмертных «Стариках-разбойниках» довело тему «похищений века» в комедийной форме до советских трудящихся.
Следователи работали круглосуточно. Главным управлением Министерства внутренних дел Украины в Одесской области сразу была создана оперативно-следственная группа для раскрытия дела о краже картины, резонанс был настолько большой, что при расследовании дела бывали случаи, когда сотрудники Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Одесской области по звонку из Киева садились в автомобиль и в тот же день доставляли материалы дела в Генеральную прокуратуру. И постепенно стали выясняться подобности происшедшей кражи.
В первую очередь, следствие обратило внимание на загадочную насильственную смерть в день похищения картины известного коллекционера из Харькова, Николая Пономаренко. По одной из версий известный антиквар мог быть причастен к преступлению. У него дома даже проходил обыск, но следователи так и ничего нашли. Позже украинское следствие объявило, что, мол, Пономаренко не причастен к похищению, а убили его в тот же день лишь по совпадению якобы из-за долгов.
Расследование шло дальше. Было установлено, что, оказывается, незадолго до преступления в учреждении проводился ремонт. Директор Виктор Никифоров распорядился перенести экспозицию картин, включая «Поцелуй Иуды», в другой зал, где сигнализация работала с перебоями. Ремонтом занималось примерно сто человек, которые «постоянно что-то разбивали». Так, в зале, куда перенесли Караваджо, они разбили оконное стекло. На следующий день поставили новое, но не закрепили его должным образом. И надо же было такому случиться, что именно через это окно в музей и залез вор!
Осмотр места происшествия показал, что стекло аккуратно вынули и поставили у стены. Очевидно, преступник знал о том, что его не закрепили, чем и воспользовался. Между тем, следователи даже не пытались установить, какая именно организация проводила ремонт музея. Соответственно, не нашли, не допросили и не проверили на предмет причастности к преступлению рабочих.
Кстати, что касается фирмы, которая проводила ремонт, то ее долго искать не надо. С 2008 по 2011-й годы все работы в здании вела одна и та же организация – ООО «ПКФ «Александр», — освоившая без малого 33 миллиона государственных гривен. Одно время директора фирмы Александра Грушевича даже привлекали к уголовной ответственности за присвоение бюджетных средств, но дело закрыли после его гибели в донецкой авиакатастрофе. Но следователи оставили это без внимания, так и не отразив данную фирму в расследовании, и продолжили следственные действия следующие долгие 2 года.
В это же время директор музея за допущенную халатность, повлекшую за собой похищение картины Караваджо, был уволен с должности, однако, судя по его дальнейшей жизни, не слишком переживал об этом. Виктор Никифоров по случаю приобрел квартиры сразу в двух достаточно дорогостоящих городах – Киеве и Москве, а также несколько автомашин престижных марок, записанных, правда, на другие имена, в том числе жены и дочери. То есть, директор одной из самых бедных искусствоведческих организаций за несколько лет беспорочной службы, благодаря рачительности и умелому хозяйствованию, сумел скопить достаточно денежных средств, дабы потратить их на улучшение благосостояния своей любимой семьи и себя лично.
Но вот какое дело: в 2010 году грянула неожиданная новость – после долгих лет изучения «Поцелуя Иуды» дублинские искусствоведы, всегда возражавшие против признания одесского Караваджо подлинником, восторжествовали победу – картина была признана повторением оригинала, но не самим оригиналом. Как установила экспертиза, картина была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. Её заказал родной брат Кириако Маттеи, владельца оригинала, — Асдрубале Маттеи (о том, что такая работа была проделана, свидетельствуют записи в его бухгалтерской книге).
Удивительное совпадение – через две недели после объявления о том, что Караваджо, похищенный из одесского музея, оказался не подлинником, вдруг от сердечной недостаточности умирает директор музея Виктор Никифоров. Ну, мало ли, возраст, душевные переживания… А вскоре и саму картину обнаруживают в Германии при попытке сбыть ее похитителями через интернет-аукцион, где в роли покупателя выступил немецкий полицейский, представившийся коллекционером, готовым заплатить требуемую похитителями сумму, которые вдруг снизили ее со 100 ожидаемых миллионов долларов до 3, 5 млн.
Похитителями оказались 4 человека (из них двое кавказцев), из которых трое были экстрадированы на Украину, а одного так и не удалось установить – остальные молчат. Как было объявлено следствием, замысел похищения картины Караваджо "Взятие Христа под стражу или Поцелуй Иуды" из Одесского музея возник у четверых членов группы (Лери А., Алексея Б., Сергея П. и у некоего неустановленного следствием человека) до 29 июля 2008 года, то есть за три дня до кражи. Один из них, Лери вынул оконное стекло и проник в зал. Там он обрезал полотно картины по периметру рамы, и холст забрал с собой. Потом вернулся на крышу и по водосточной трубе спустился во двор, где его ожидал неизвестный. Эти двое вернулись к Алексею Б., сидевшему в Mitsubishi Outlander, на котором и скрылись с места преступления.
При этом особо отмечается, что банда ранее была обычной криминальной шайкой, никакого отношения не имевшая к резонансным похищениям на сотни миллионов.
Забавно. Особенно, если учесть череду смертей и массу недомолвок, а также обстоятельства, о которых будет рассказано ниже.
Директор музея Виктор Никифоров, так внезапно обогатившийся и столь же внезапно померший через две недели после объявления похищенной картины Караваджо неоригиналом – том самый Никифоров, что записан заботливым отцом у нынешней героини украинского истэблишмента «Амины Окуевой», той самой звезды чеченского сопротивления за рубежом, радетельницы «Свободной Ичкерии» и яростной обличительницы карающей руки Москвы и Грозного в отношении так называемой «чеченской оппозиции». Впрочем, это не помешало новоявленной «чеченке» обретаться на приобретенных «папой» жилфондах в Москве и в Киеве, а также пользоваться удачно подвернувшимся после его безвременной кончины наследством.
Саму картину немцы тоже вернули, сложенную в 6 раз из-за чего она требует глубокой реставрации. Но суть не в этом. Рассуждая логично и следуя принципу «бритвы Оккама», на основании изложенных обстоятельств, можно вывести простые соображения.
Папа Никифоров договорился с неизвестным коллекционером о продаже картины и получил задаток. Инсценировав похищение, папа благополучно уволился и принялся тратить полученные средства, однако, после выяснения того, что картина – не Караваджо, был поставлен перед выбором – рассчитаться за полученное, но не смог этого сделать и умер «от сердечной недостаточности». Однако прямой связью с заказчиком обладал лишь Никифоров, что и объясняет, почему осиротевшие воры вдруг кинулись продавать ее через аукцион в интернете – у них такой связи не было, а заказчик, после расправы с Никифоровым, испарился.
Тем не менее, дочка Наталья получила свою часть наследства, в том числе и доступ к папиным счетам за счет ограбленной папой Украины. Но самое забавное в этом деле то, что именно Натуся Викторовна Никифорова (она же Анастасия Вахитовна Никифорова, она же Амина Вахитовна) стала украинской героиней, причем неизвестно, за что – лишь за то, что выдавала себя за чеченку, будучи одесской еврейкой, и возглавила стадо безродных недоумков из рекламного «батальона им. Джохара Дудаева».
Вообще, история «Амины Окуевой» может служить наглядным подтверждением, как можно умело перекрашиваться, мимикрируя в зависимости от наиболее выгодных обстоятельств. Если вкратце рассказывать о ее «славном пути», то можно резюмировать следующее:
Гражданка Украины Наталья Викторовна Никифорова (она же Анастасия Никифорова, она же Анастасия Мустафинова, она же Амина Мустафинова, она же Амина Окуева) родилась в Одессе 5.06.1983 г. в семье Ирины Каминской. Отцом записан отчим(?) Виктор Сергеевич Никифоров. Как она "стала чеченкой"?
Некоторое время с семьей проживала в Москве и Чечне. В 2000 году "вышла замуж" за боевика Мустафинова Ису и стала «Анастасией Мустафиновой". В 2001 г. "принимает" Ислам» и берёт имя Амина. При этом меняется и отчество - Вахитовна. В 2003 г. уже (!) Амина Вахитовна Мустафинова выходит замуж за некоего Тухашева Ислама , который при заключении брака использовал поддельный паспорт на имя Окуева Ислама Мусаевича.
В 2004 г. уже легализованная «чеченка" Окуева Амина Вахитовна выезжает "с мужем" на Украину, где ее очередной муж выдворяется из страны за нарушение миграционного законодательства. В РФ "мужу" дают пожизненное, задержав за убийство сотрудника УФСБ по Ингушетии через полтора месяца.
Недолго думая "чеченка Амина" становится женой представителя, так называемого ОПД "Свободный Кавказ" Адама Осмаева.
Кстати, можно отметить, что и сама «Амина Окуева» и ее мамаша имеют до сих пор не аннулированные российское гражданство и, соответственно, российские паспорта. А как же иначе – ведь, утратив их, они утратят и право на многомиллионную жилплощадь в стольном граде Москве, столице агрессивной России.
Этапы большого пути: На Майдане (2014 г.) и после была медсестрой Афганской сотни. Баллотировалась на депутата Верховной Рады по одномандатному округу №136 в Суворовском районе Одессы. Участница террористических операций против ЛНР и ДНР в составе батальона "Киев-2", где также выступала в качестве говорящей головы, строя из себя пресс-секретаря.
Любопытно, что для кичащихся «генетической чистотой» ичкерийцев заглядывание в рот одесской урожденной еврейке считается в норме вещей, по крайней мере, скудоумные функционеры из рекламного «батальона имени Джохара Дудаева» души в ней не чают, считая ее своей духовной наставницей – воровку, тунеядствующую и крайне недалекую личность. Можно отметить, что у евреев родство передается по матери и по женской линии имя - Каминская Эделина Фабиановна – может сказать о многом. По крайней мере, я не встречал одесских чеченцев с гордым именем Фабиан, и чеченок Эделин с фамилией Каминская.
Резюмируя этот пространный пост можно отметить несколько главных моментов:
Во-первых, героиней Украины признана та, кто вместе со своим папашей ограбил Украину и поднялся за счет воровства украинского национального достояния.
Во-вторых, учитывая, что задаток за картину, по общепринятой практике, равнялся примерно 50% ее оценочной стоимости, то есть, примерно 25 млн фунтов стерлингов, можно предположить, что «французский» киллер, настолько безграмотный, что долго и неумело доставал пистолет из коробки, был никем иным, как представителем заказчика, желающего вернуть себе не окупившийся задаток, причем, судя по возрасту, костюму и четырем полученным пулям, далеко не нападавшим, а защищавшимся, выстрелив лишь один раз. Похоже, что сладкая парочка не пожелала отдавать хапнутое бабло, а вознамерилась пристрелить юриста, полагая, что это им сойдет с рук, тем более, на такой криминализированной территории, как нынешняя Украина.
В-третьих, как говорят «злые языки», в музеях Украины, видимо, из-за менталитета и всеобщего хаоса, около половины всех имеющихся экспонатов заменены копиями и подделками. Это чрезвычайно выгодный бизнес, позволяющий срубать десятки миллионов долларов на одном предмете. И вряд ли международные преступные синдикаты на этом остановятся – продолжение обязательно последует.
Who is Mr. Денисултанов
«Фонтанка» узнала настоящую личность стрелка, который совершил в украинской столице покушение на бывшего командира добровольческого батальона имени Джохара Дудаева Адама Осмаева. Киллер, залегендированный под иностранного журналиста, – персонаж «Бандитского Петербурга». Его выдала характерная татуировка, описанная еще несколько лет назад одной из российских потерпевших от Денисултанова. Ему не чужд и символизм, который любителей конспирологии отнесет к главе Чечни.
На встречу с журналистом французской газеты Le Mond Алексом Вернером супружеская пара Адам Осмаев и Амина Окуева приехала днем 1 июня на Кирилловскую улицу в Киеве. Журналист попросил супругов разместиться на заднем сиденье автомобиля, а сам достал коробку и произнес: «Это подарок от нашей редакции».
Мужчина открыл коробку, вынул из нее пистолет «Глок» и выстрелил несколько раз в Осмаева – бывшего командира украинского добровольческого батальона имени Джохара Дудаева и фигуранта уголовного дела о подготовке к ликвидации в 2012 году президента России Владимира Путина.
На стрельбу мгновенно отреагировала Окуева – медсестра на Майдане, боец полка «Киев-2», экс-посол Чеченской республики Ичкерия в Украине. Она выхватила с пояса наградной ПМ и ответила тремя выстрелами. Журналист закричал: «Сдаюсь, больше не стреляйте!» Окуева не добила его случайно. Четвертый патрон заклинило в патроннике.
Стрельба на Кирилловской повторила сценарий убийства в центре Киева бывшего депутата Госдумы Дениса Вороненкова в марте 2017 года. Киллер Павел Паршов тоже не предусмотрел возможность ответного огня (в его случае – охранником Вороненкова) и был убит.
Осмаев и Окуева встречались с Вернером в четвертый раз. Он сообщил, что его редакция хочет сделать серию интервью. Пара на Украине популярна. Окуева родилась в Одессе, в свое время занималась политической деятельностью. Осмаев перебрался из России в 2011 году для, как считает ФСБ, подготовки покушения на президента Путина, был задержан в феврале 2012 года после взрыва самодельной бомбы в одесской квартире. Его признали виновным в незаконном обороте взрывчатки, отказались выдавать России и осенью 2014 года освободили. Осмаев поехал в зону АТО.
Обстоятельства знакомства Вернера с парой до конца неясны. По словам Амины Окуевой, он дистанционно заручился рекомендацией журналиста «Шустер Live» Алексея Стукалова. Хорошее знание русского языка Вернер объяснял полученным образованием в Петербурге.
У киллера нашли загранпаспорт Украины на имя Александра Венусовича Дакара 29 декабря 1958 года рождения. Выдан в феврале 2016-го. С фотографии смотрело лицо Артура Абдулаевича Денисултанова – известного персонажа «Бандитского Петербурга». Подтверждение личности «Фонтанка» получила от хорошо знающих Денисултанова. Опубликованная изданием «РБК-Украина» фотография киллера подкрепила убеждение.
Характерная татуировка уже попадала в описание Денисултанова. Несколько лет назад потерпевшая по одному из уголовных дел в России давала такое описание:
«Внешне похож на европейца, волосы черные, с сединой, аккуратно постриженные. Рост 176 см, размер одежды 52 – 54, имеет наколку под левой грудью в виде полумесяца со звездой и надписи на неизвестном языке. Внизу живота есть шрам от операции, похож на шрам от аппендицита».
49-летний Денисултанов родился в Гудермесе. Первый приговор за вымогательство получил в 1990-м, амнистирован Дудаевым, переехал в Петербург, открыл ларьки на Московском вокзале, повоевал с «казанскими», в 1998-м был арестован за похищение водителя директора Колпинского пищевого комбината. В апреле 1999 года стал участником обмена на российского военнопленного Сергея Леонтьева. Денисултанов был освобожден от уголовной ответственности и из-под стражи, отправлен в Аргун. Его родственники выкупили у чеченских работорговцев солдата за 6 тысяч долларов.
В 2001-м Денисултанов взял фамилию Курмакаев после женитьбы на сестре гатчинского бизнесмена. Брак не задался, Курмакаевы завалили милицию обращениями о возможной причастности нового члена семьи к шантажу и угрозе убийством.
В 2008-м Динго оказался в Австрии. По одной из версий, для переговоров с бывшим телохранителем Рамзана Кадырова. Умар Исраилов обвинил президента республики в пытках и подал иск в ЕСПЧ. Денисултанова-Курмакаева задержали, и он заявил, что за роль парламентера (а если переговоры зайдут в тупик, то и киллера) ему был обещан гонорар 100 тысяч долларов, а также рассказал о списке врагов Кадырова из 300 кандидатов на отстрел. Его подержали в тюрьме и депортировали в Москву (где он яростно отказался от показаний).
Исраилов был убит в начале 2009-го. Летом 2011-го суд Вены приговорил к пожизненному заключению выходца из Чечни Отто Кальтенбруннера (с рождения Эдилов) и к серьезным срокам Сулеймана Дадаева (19 лет) и Турпала Али Ешеркаева (16). Считающийся непосредственным исполнителем Леча Богатиров успел уехать в Чечню.
Глава Чечни в интервью BBC опроверг австрийские показания Денисултанова о расстрельном списке:
«Я клянусь Аллахом, мне такая мысль в голову не приходила. И кто это говорит? Какой-то шизофреник, без рода, без ничего! Как я могу разговаривать, даже если в Европе, с каким-то шнурком?»
Приключения Динго продолжились в России. В том же 2011-м он, сменив данные на Артура Кринари, получил восемь лет колонии за кражу семи миллионов в результате брачной аферы. Но уже в 2014-м появился на бизнес-арене в качестве гендиректора и совладельца ЗАО «Международный институт геоинформатики». За громким названием скрывалась элементарная перепродажа индивидуальных средств спасения из высотных зданий стороннего производителя, но Интернет хранит рекламный ролик, в котором человек, похожий на Динго, спускается по стене:
Украина Денисултанову не чужда. В 90-х он после похищения колпинского водителя отсиживался в Харькове, был задержан с поддельными документами в 1998-м, передан России. В 2008-м, по некоторым данным, именно через Украину Денисултанов с паспортом на имя Курмакаева незаконно перебрался в Европу для переговоров с Исраиловым.
По словам советника главы МВД Антона Геращенко, покушавшийся накануне на Осмаева был легализован и легендирован на Украине в феврале 2016 года.
«Начиная с весны 2016 года он пытался входить в доверие к ряду украинских политиков и журналистов, представляясь то французским, то немецким журналистом под разными именами. Один из известных украинских политиков уже опознал киллера, как человека, который год назад выходил на него под видом иностранного журналиста», – написал Геращенко в Facebook.
Амина Окуева после посещения 17-й киевской больницы (раненые доставлены туда) сообщила:
«Киллер оказался очень непростой штучкой – на ошметках его совести много убийств чеченцев, в том числе и в Европе. Я рада, что он получил по заслугам именно от моей руки (по предварительной информации, он будет «ходить под себя» весь остаток своей жалкой жизни (одна пуля застряла в позвоночнике)».
Осмаев находится в стабильном состоянии. В феврале 2015 года его смерть предрекал Рамзан Кадыров. Он опубликовал пост в Instagram в связи с гибелью еще одного беглого уроженца Чечни – Исы Мунаева:
«Никто из вас не посмеет даже посмотреть в сторону России. Я вам этого не позволю. Опомнитесь, или ваши дети станут сиротами, а жены вдовами, как это случилось с семьей Мунаева. Скоро ему компанию в аду составит и приспешник спецслужб, сын доносчика – Адам Осмаев».
Можно предположить, что псевдоним для Украины Денисултановым выбран не случайный. Обратное прочтение фамилии «Дакар» конспирологи наверняка расшифруют как Рамзан (Р) Ахмадович (А) Кадыров (Кад). Наверняка появятся и версии, что фамилия может служить персональным автографом.
По данным «Фонтанки», Денисултанов (сейчас российские власти его знают как Кринари) не терял связь с Чечней. По меньшей мере в сентябре 2016 года он по российскому паспорту летал в Грозный из Москвы. В том же месяце он примерял и роль гражданина Украины, отправившись поездом до Винницы с национальным паспортом Незалежной.
По данным «Фонтанки», в Петербурге Денисултанов-Кринари ездил на BMW 5-й серии. Автомобиль был зарегистрирован под номерными знаками К999РА78. В Чечне самые престижные российские серии меркнут на фоне К...РА. Совпадение букв с инициалами конкретной персоны можно считать совпадением.