Церковный скандал в Черногории толкает страну на Запад

13 января 2020
447
Церковный скандал в Черногории толкает страну на Запад

Церковный скандал в Черногории толкает страну на Запад

В Черногории тысячи верующих продолжают протестовать против нового закона о церкви – в канун Нового года власти страны приняли решение об изъятии имущества канонической Сербской православной церкви (СПЦ) в пользу никем не признанной автокефалии.

Подобное ранее произошло на Украине, где власти решили разорвать узы с Московским патриархатом. Куда движется Черногория? О подоплёке событий «Нашей Версии» рассказал сербский политолог Предраг РАИЧ.

– Предраг, почему накаляются страсти?

– В данном случае из-за пункта закона о переходе в госсобственность церковных объектов. Если юридически не будет доказано владение ими религиозной общиной до 1918 года. Хотя до второй половины XIX века в Черногории была теократия – религиозная власть являлась заодно и светской. Потому юридическое оформление прав собственности было просто абсурдом. Кто вообще задавался этим вопросом 700 лет назад при строительстве монастырей? В связи с этим претензии государства, появившегося 13 лет назад, мягко говоря, сомнительны. Но черногорский правитель Мило Джуканович активно создаёт новую идентичность. Сербский язык официально провозглашён черногорским. Открыто заявлено и о необходимости собственной церкви.

– Джукановича называют балканским Порошенко. Насколько это обоснованно?

– Политический сценарий в Черногории тот же, что и на Украине. Но осуществляется более изощрённо. Джуканович – умный и очень изобретательный политик. Сначала из ниоткуда возникла автокефальная церковь. Но энтузиазма у верующих это не вызвало. Поэтому появилась необходимость завладеть церковным имуществом, чтобы диктовать свою волю. Идёт целенаправленная работа по отрыву Черногорско-Приморской митрополии от Сербской православной церкви. Де-факто это уже произошло. На сайте митрополии, для названия которой то и дело придумываются различные эвфемизмы, упоминания о Сербской православной церкви уже нет.

– Как такое могло произойти? Ведь не одна эта митрополия действует на территории страны.

– Да, есть приходы ещё трёх епархий Сербской православной церкви. Их и хотят сделать сговорчивее новым законом. А митрополит Амфилохий, несмотря на призывы общественности, закон не критикует. Он со светской властью живёт душа в душу. В своё время Филарет пытался возглавить РПЦ, а после неудачи создал раскольническую церковь на Украине. Вот и Амфилохий претендовал на пост предстоятеля Сербской православной церкви – тоже неудачно. Теперь он вопреки канонам публично критикует главу СПЦ Иринея. Завязал тесные прямые контакты с Вселенским патриархом и Ватиканом. В 2013 году он был принят папой римским и получил в подарок перстень кардинала. Президента Сербии Вучича Амфилохий прямо называет предателем. А Джукановича, который признал Косово и привёл страну в НАТО, своим добрым приятелем. В 1997 году, в критический для Джукановича момент раскола в правящей партии, Амфилохий призвал всех верующих голосовать за того. А потом, несмотря на многочисленные протесты, из-за подтасовок на референдуме о создании независимого государства сразу же признал итоги голосования. Сейчас Амфилохий именует Джукановича мудрым правителем, а тот его – мудрым старцем.

– Это тем более странно, что Джуканович, как и положено бывшему коммунисту, открытый атеист. Для атеиста священнослужители либо мошенники, оболванивающие тёмную массу, либо представители этой самой массы. А для священника атеист – заблудшая душа, которую надо привести к Господу.

– Амфилохий обещал окрестить Джукановича в священном для православных мемориале Василия Острожского. Но это действие всё время откладывается. Не исключаю, что происходит это из-за того, что 20% черногорских избирателей – мусульмане. Пока «христианское служение» Джукановича ограничивается тем, что его брат – один из главных жертвователей митрополии.

– Но Вселенский патриарх Варфоломей заявил, что никогда не признает независимой церкви в Черногории.

– Он сказал это после возникновения протестов. До этого в один день появились письма из Константинополя и Ватикана в поддержку Черногорско-Приморской митрополии, где СПЦ даже не упоминается. Есть публичные заявления, а есть непубличные дела. Амфилохий отлично понимает разницу. Благодаря чему успешно анастезирует общественное мнение, сохраняя высокий авторитет у верующих. Вот пример: он публично поддерживает РПЦ на Украине. В то же время несколько дней общается с доверенным посланником главы альтернативной церкви Епифанием. Зачем? Внятного ответа нет. Амфилохию за 80, скоро его сменит другой митрополит. Как сменил Епифаний Филарета на Украине. А Джуканович от создания «своей» церкви не откажется.

Теги статьи:
Глеб Злобин
Автор статьи: Глеб Злобин
Смотреть все новости автора

Важные новости

Лента новостей

Вверх