Гибридное православие. Как друзья Путина в Черногории пытаются провернуть «сербскую зиму»

30 декабря 2019
2746
Гибридное православие. Как друзья Путина в Черногории пытаются провернуть «сербскую зиму»

Гибридное православие. Как друзья Путина в Черногории пытаются провернуть «сербскую зиму»

По лекалам «русской весны» Сербия провоцирует гражданский конфликт в бывшем вассальном государстве.

Блокировка ключевых автомобильных трасс, баррикады и нападения на полицию... События последних дней поставили Черногорию, которая оставалась мирной даже во время балканских войн 1990-ых, на грань гражданского конфликта, пишет редактор портала «Балканский обозреватель» Наталья Ищенко на сайте «Европейская правда».

На первый взгляд, причина конфликта довольно типична для Балкан - религия. Но на самом деле проблема гораздо глобальнее: черногорская власти решили избавить страну духовной зависимости от бывшего "старшего брата".

Впрочем, оказалось, что этот процесс является очень сложным и даже опасным.

Парламент Черногории в ночь на 27 декабря принял Закон о свободе вероисповедания или веры и о правовом статусе религиозных общин. "За" проголосовали представители правящей Демократической партии социалистов (DPS), ее союзники - Социал-демократы, Либеральная партия, Боснийская партия, Хорватская Гражданская Инициатива, албанская Новая демократическая партия Forca и оппозиционная Социал-демократическая партия.

Во время голосования радикальных противников нового закона, депутатов от "Демократического фронта" в зале не было - их... задержала полиция.

Перед голосованием они устроили настоящий беспорядок - взорвали небольшое пиротехническое средство в сессионном зале, бросались на коллег из правящей коалиции и пытались сломать оборудование на столе спикера.

В результате парламентариев задержали и доставили в полицейский участок. Держали их там недолго, но официальное обвинение нескольким депутатам от "Демократического фронта" все же выдвинули.

Столкновения в этот день происходили не только в парламенте. Сотни верующих Сербской православной церкви (СПЦ) митинговали и блокировали дороги в разных частях страны. Некоторые магистрали с применением силы разблокировала полиция (было несколько пострадавших).

Протестные акции продолжились и в последующие дни. Теперь каждый вечер то тут, то там, десятки или даже сотни граждан после вечерней службы в церкви проводят митинги, ходят маршем или блокируют дороги. Пикеты продолжаются некоторое время, потом люди или сами расходятся, или их разгоняет полиция. Центром противостояния стали, в частности, приморский Герцег-Нови, второй по величине в стране город Никшич и столица - Подгорица.

Одновременно организуются акции солидарности с черногорскими верующими СПЦ в соседних государствах. В Сербии митинговали у черногорского посольства в Белграде. В Республике Сербской (Босния и Герцеговина) верующие проводят акции солидарности сразу в нескольких городах.

Но от чего они защищаются? И вообще - почему закон, в названии которого есть слова "свобода" и "права", вызвал настолько серьезное противостояние?

Первое и главное опасение прихожан и духовенства Сербской церкви - возможное возвращение государству храмов и монастырей, которыми сейчас владеет Сербская церковь. И это ключевое отличие от принятого в прошлом году пакета "церковных" законов в Украине - в Черногории решили действовать гораздо радикальнее и жестче.

Одно из положений нового закона, который уже подписан президентом Мило Джукановичем, действительно говорит о том, что религиозные объекты, которыми сейчас пользуются религиозные общины на территории Черногории, и которые были государственной собственностью до 1 декабря 1918 года, снова станут государственной собственностью, но только в том случае, если в религиозной общины нет подтверждения собственности на них.

Дата 01.12.1918 г. фигурирует потому, что именно тогда было официально создано Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, куда вошла и Черногория. За несколько дней до этого, 26 ноября 1918 года, так называемая "Подгорицкая скупштина" приняла решение об объединении Черногории с Сербией. В результате Черногория потеряла сначала независимость, а затем и церковь.

Только через 88 лет, в 2006 году, Черногория вновь появилась как независимое государство. А в ноябре 2018 года парламент страны дополнительно признал неправомерными решения "Подгорицкой скупштины" столетней давности о присоединении к Сербии.

Итак, в контексте этих процессов нынешний Закон о вероисповедании и правах религиозных общин выглядит не как спор "за веру", а как часть процесса восстановления суверенитета Черногории - в том числе в религиозной сфере.

"Этот закон устанавливает простой юридический факт: культурные сокровища, созданные веками на государственные средства, принадлежат государству, то есть всем гражданам", - пишет власть в своем объяснении к закону о свободе вероисповедания. Если же религиозная община "приобрела определенное имущество в соответствии с законом, который действует сегодня, или некогда действовал, государство это будет уважать", - отмечает черногорское правительство.

Даже если документов о праве собственности на религиозные объекты у Сербской православной церкви не найдется, черногорские власти уверяют, что не собираются силой захватывать храмы и монастыри и "выгонять" оттуда СПЦ.

Правительство утверждает: этот закон не устанавливает правила относительно религиозной жизни и не предусматривает "изгнания" или, наоборот, "заселение" религиозных объектов. "Лучшим подтверждением того, что пребывание в государственной собственности религиозных культурных объектов не является угрозой правам верующих, является тот факт, что уже сейчас город Цетине, а не СПЦ, зарегистрирован как владелец Цетинского монастыря, но это никоим образом не ограничивает права и свободы духовенства и верующих СПЦ ", - отмечается в правительственных объяснениях.

То есть, пока речь не идет о планах черногорской власти физически захватить православные святыни и (или) передать их другой церкви. Но в то же время понятно, что государство Черногория в результате применения нового закона сможет - пусть и "на бумаге" - приобрести права собственности на ключевые объекты Сербской православной церкви на своей территории.

Конечно, это не очень приятная ситуация для СПЦ. Тем более, что среди таких объектов могут быть знаменитые монастыри страны, в частности Острог.

Уже давно обсуждается версия, что Острожский монастырь был не совсем правомерно передан Сербской православной церкви. "Вооружившись" новым законом, чиновники смогут наконец разобраться, что же там произошло с крупнейшей православной святыней Балкан.

К тому же - святыней с ежегодными миллионными доходами.

И кстати о финансах. Еще одна чувствительная норма нового законодательства - регистрация религиозных общин. Это означает, что церквям придется становиться полноценными юридическими лицами и делать свою бухгалтерию прозрачной для государственных органов.

Делать это не обязательно, но те религиозные общины, которые не зарегистрируются, не будут иметь правосубъектности. А при отсутствии юридического лица почти невозможно отстаивать свои права на различные объекты.

Впрочем, главной причиной спора относительно нового религиозного законодательства Черногории являются не имущество и финансы - хотя этот слой конфликта также важен.

В центре конфликта находится экзистенциальный вопрос: имеет ли право черногорское государство влиять на Сербскую православную церковь в Черногории? Черногорские власти попыталась дать утвердительный ответ. Но Сербскую церковь это явно не устраивает.

Сегодня черногорская СПЦ является частью "инфраструктуры Великой Сербии", отмечает президент Черногории Мило Джуканович, намекая на то, что для СПЦ независимость Черногории не является полноценной. Соответствующим есть и поведение этой религиозной организации.

Физически она присутствует на черногорской территории, но на деле - живет в "Виртуальной Великой Сербии".

Сербские священники при каждой возможности сокрушительно критикуют практически все решения черногорской власти, которые не совпадают с позицией официального Белграда: признание Косово, введение санкций против России и (особенно) вступление государства в НАТО.

В последнем случае руководители СПЦ даже перешли от слов к делу - они открыто поддерживали участников неудачного антинатовского государственного переворота в Черногории 2016 года, брали мятежников на поруки и предоставляли им убежище в монастырях.

Кстати, два наиболее активных на сегодня защитника сербского православия в Черногории - Андрей Мандич и Милан Кнежевич - против которых сейчас предъявлено обвинение за устроенный ими беспорядок в парламенте 27 декабря, уже имеют приговор (суда первой инстанции) как раз за участие в организации госпереворота .

Показательно, что перед парламентским заседанием по поводу закона о свободе вероисповедания Мандич и Кнежевич посетили патриарха Сербской православной церкви Иринея в Белграде - получили благословение на дальнейшую "защиту СПЦ".

И это еще не все проявления "виртуальной Сербии" в последние дни. Священник, который якобы получил травмы во время акций протеста в ночь на 27 декабря, отправился на лечение в... Военно-медицинскую академию Белграда. Там его уже успел посетить министр обороны (!) Сербии Александар Вулин, который передал приветствие от президента Александара Вучича, подав довольно прозрачный сигнал соседнему государству.

Между тем ситуация внутри Черногории становится все более напряженной. Вечером 29 декабря на трассе в направлении аэропорта Подгорицы протестующие забросали камнями полицейскую машину, четыре правоохранители получили травмы.

На дорогах начали появляться не просто пикеты, но и баррикады, а к протестам присоединилось еще больше городов.

Уже сейчас очевидно, что нынешний конфликт стал для Черногории наиболее серьезным за всю историю независимости страны. И как в дальнейшем будут развиваться события, прогнозировать очень трудно.

Теги статьи:
Максим Машков
Автор статьи: Максим Машков
Смотреть все новости автора

Важные новости

Лента новостей

Вверх